Сезон в московских театрах закрылся, да и Чеховский фестиваль подходит к концу. Однако еще можно впрыгнуть в уходящий поезд и успеть увидеть то, что нельзя упускать.
Легендарная «Трилогия драконов» Робера Лепажа идет на предстоящей неделе в последний раз. Действие этой семейной саги происходит в 30-х-80-х годах ХХ века в трех канадских городах (Квебек, Торонто, Ванкувер), спектакль же длится почти шесть часов. Однако посудите сами: он существует с 1985 года (притом, что на Западе почти не бывает таких спектаклей-долгожителей, как у нас); объездил весь мир вдоль и поперек; Лепаж не однажды снимал его с репертуара, но каждый раз восстанавливал – идя на встречу пожеланиям публики.
Независимый театральный проект, стремясь заполнить паузу в летнем межсезонье, показывает два своих хита – «Ladies’ night» с Маратом Башаровым, Гошей Куценко, Дмитрием Марьяновым, Валерием Яременко и другими властителями женских душ. Для непосвященных уточним: кроме того, что все они неплохо играют, они еще отлично сложены. По сюжету комедии Энтони Маккартена, Симона Синклера и Жака Коллара, их герои – завсегдатаи баров, ребята с пустыми карманами – решают подзаработать на мужском стриптизе. Ревнители нравственности могут спать спокойно – ничего грубого и оскорбительного в спектакле нет. Один только юмор и прекрасные – во всех отношениях – актеры.
Второй спектакль Независимого театрального проекта – «Трактирщица» Карло Гольдони с роскошной Татьяной Васильевой в роли хозяйки гостиницы и Валерием Гаркалиным и Виктором Раковым в образах ее незадачливых ухажеров. Постановщик обоих спектаклей – Виктор Шамиров. Это значит, что остроумного хулиганства в них хватает с лихвой, но грань пошлости они не переходят. Особое предупреждение: брать с собой в театр несовершеннолетних не нужно.
В еще не закрывшем сезон «Современнике» можно посмотреть «Бесов» – театральную работу знаменитого кинорежиссера Анджея Вайды, повторившего с труппой Галины Волчек свой спектакль, поставленный еще в середине 80-х в польском Кракове. И хотя эстетика постановки устарела, стоит посмотреть на чудаковатых и монструозных персонажей Достоевского в исполнении Елены Яковлевой, Игоря Кваши, Сергея Гармаша и других.
А вот театр на Малой Бронной, недавно переживший смену руководства – художественным руководителем многострадального коллектива назначен режиссер Сергей Голомазов, уже начал новый сезон. Подробно о его планах мы расскажем в следующем номере, а пока стоит сходить на «Много шума из ничего» – постановку молодого Константина Богомолова, превратившего комедию Шекспира, действие которой происходит в ренессансной Италии, в забавные сценки из жизни Италии времен Второй Мировой войны.
А теперь вернемся на Чеховский фестиваль. Он завершается канадским «Дождем» – цирковым шоу, на которое, в отличие от описанных выше спектаклей, не только можно, но и нужно идти всей семьей. Взрослые вспомнят собственное детство, дети будут визжать от восторга, и у тех, и у других захватит дух от изумительных акробатических трюков.
Молодые канадцы, объединившиеся в 1993 году в «Цирк Элуаз», не зря заявляют, что не хотят быть обычным цирком. Они действительно прекрасно двигаются, забавно шутят, поют, танцуют и могут на раз исполнить самый невероятный трюк – и все же виртуозность здесь не главное. Главное – умение превратить наивные песенки, забавные сценки и фантастические трюки в единый спектакль, подчинить одной идее. Эту идею – путешествие в прошлое – привнес в спектакль Даниил Финци Паска, клоун, режиссер и писатель, тонко стилизующий цирковые номера под ожившие старинные дагерротипы.
Дождь, о котором все действие говорят герои и который заменяют летящие сверху листочки бумаги, а потом брызги воды, расплесканной по сцене, сперва кажется вполне предсказуемым финалом. Но когда на полутемную сцену низвергается настоящий ливень, под которым черно-белая компания циркачей, визжа от счастья, гоняет красный мяч, а потом этот мяч вдруг улетает в зал, комок подкатывает к горлу. Хотите знать, почему? Отправляйтесь на «Дождь»!