Анатолий Белый постепенно становится лидером актерского поколения 90-х. Мало кому удается сыграть короля Лира в 35 лет, а он сыграл, да еще в спектакле японского театрального гуру Тадаши Судзуки. Недавняя его роль – писатель Катуриан Катуриан в триллере Кирилла Серебренникова «Человек-подушка» заставил содрогнуться самых черствых. Актер наделил героя пьесы Макдонаха чертами настоящего русского интеллигента – постоянным чувством вины и готовностью отвечать даже за те преступления, которые он не совершал. Один из самых популярных актеров нового поколения ответил на вопросы «ВД».

Анатолий, какую роль вам сложнее играть – короля Лира или Катуриана Катуриана?
Катуриан Катуриан для меня – еще одна ступенька, ведущая вверх, к мастерству. Такой же ступенькой был Лир, когда Судзуки раскрыл мне мои возможности. Но Катуриана играть все же сложнее. В «Лире» я все время накапливаю и концентрирую внутреннюю энергию, и когда она выплескивается, легко возникают нужные эмоции: например, можно заплакать настоящими слезами. В «Человеке-подушке» эмоции накапливаются, но Катуриан должен всеми силами их сдерживать. Здесь создается такой тонкий психологический рисунок, нужно слышать каждое слово партнера и очень точно реагировать. В этой роли нельзя кричать, даже в сценах допросов. Нужно играть тихо, точно и очень скупо.

Как вам удается найти общий язык с абсолютно разными режиссерами?
Я все время открыт, стараюсь понимать и делать то, что предлагает режиссер, независимо от того, нравится мне это или нет. За все время работы, не удалось найти общего языка только с одним режиссером, но по-моему, это была несовместимость на уровне группы крови.

Правда ли, что Судзуки во время репетиций бьет актеров палкой?
Он приходит на тренинг с палкой, но никого не бьет актеров, а колотит по полу, отбивая ритм. Когда актеры делают упражнения на устойчивость (например, надо твердо стоять на одной ноге, подняв другую), Судзуки подходит и тыкает палкой, проверяя, устойчив ты или падаешь. Иногда слегка хлопает палкой по спине, если что-то не так. Как тренер, который может стукнуть спортсмена ладонью: не сутулься.

Вы репетировали Лира в Японии несколько месяцев. Успели полюбить японскую кухню?
После Японии я почти год не мог ходить в наши японские рестораны, даже в самые шикарные. После настоящих суши то, что готовят в Москве, – это какой-то борщ.