Олимпийцы начинают и выигрывают. На этой неделе нам предстоят сразу три премьеры корифеев современной русской режиссуры: Юрия Любимова, Льва Додина и Марка Захарова.
 
Юрий Любимов, чей юбилей театралы всего мира будут праздновать на следующей неделе, устраивает последний предпремьерный показ своего «Горя от ума». Премьера Таганки, на которую наконец-то пустят критиков, намечена на день рождения Мастера 30-го сентября, но все, кроме рецензентов, могут посмотреть спектакль уже сейчас. А посмотреть есть на что! По тексту, знакомому всем со школьной скамьи, Любимов прошелся наждаком, беспощадно сдирая с него штампы, вымарывая особо заезженные реплики и монологи. В результате вышел живой, остроумный и изящный спектакль. Для ценителей изобразительного искусства добавим, что оформил спектакль Рустам Хамдамов, а для поклонников балета – что роль светской львицы Наталии Дмитриевны Горич исполняет Илзе Лиепа.
 
Другой корифей современного театра, младшего (по сравнению с Юрием Петровичем) призыва, на этой неделе показывает Москве свою «Жизнь и судьбу». Речь, конечно же, идет о Льве Додине и его «МДТ – Театре Европы». Со спектаклем, основанным на запрещенном в советское время романе Василия Гроссмана, МДТ в прошлом сезоне уже успел объехать всю Европу; Париж, говорят, рукоплескал ему стоя. Теперь, наконец, дошла очередь и до нас. Главную роль – ученого-ядерщика военных лет, работающего под пристальным наблюдением «компетентных органов», и вынужденного идти на компромисс с совестью, сыграет Сергей Курышев. Можно ли было уцелеть, пройдя войну, мясорубку НКВД или гестапо, и что в таком случае осталось от жизней и судеб нескольких поколений? Об этом Лев Додин размышлял без малого двадцать лет – именно столько вынашивался замысел его спектакля. 
 
Третья премьера недели – долгожданная «Женитьба» Марка Захарова. «Ленкому» в этом году исполняется 80, сама дата будет отмечаться 20 сентября, но юбилейным станет весь сезон. Подробнее о планах театра мы поговорим в одном из ближайших номеров, а пока скажем, что первыми зрителями «Женитьбы» стали жители Самары, где театр гастролировал летом. Отзывы – самые высокие, впрочем, иначе и быть не могло – гоголевских персонажей играет цвет ленкомовской труппы: Александр Збруев, Инна Чурикова, Александра Захарова, Виктор Раков и Сергей Чонишвили. Изрядной ложкой дегтя для всех поклонников театра стало известие о болезни Абдулова. Однако прошедший лечение в Израиле актер уверяет, что уже готов вернуться в строй и сыграть своего Подколесина перед взыскательной московской публикой.
 
Посмотрев спектакли столпов отечественной режиссуры, самое время поинтересоваться трудами их западных коллег. Тем более что для этого не нужно никуда ехать – достаточно отправиться в Центр имени Мейерхольда на «Квартет» франко-немецкого мастера Матиаса Лангхоффа. Спектакль поставлен по знаменитой пьесе Хайнера Мюллера, переложившего «Опасные связи» Шодерло де Лакло на язык современной улицы и заставившего куртуазных маркиз и графов вести себя, подобно обитателям грязной подворотни или помойки. На этой-то помойке и расцветают диковатые цветы их любви. Грубости, резкости, откровенной лексики и – гениальности – пьесе не занимать.