Театр «Практика» выпускает премьеру по пьесе Владимира Сорокина.
К началу сезона театр приготовил сразу две премьеры: «Продукт» Марка Равенхилла (режиссер Александр Вартанов) и «Капитал» Владимира Сорокина, который ставит сам худрук «Практики» Эдуард Бояков. В этой загадочной пьесе правление крупного банка, на рекламе которого сияют масонские символы, изобретает весьма нетрадиционный способ избежать банкротства и играет в ночном клубе в корпоративную игру «Задави Ходора». Накануне премьеры с режиссером спектакля побеседовал наш корреспондент.
Эдуард, о чем вы подумали, увидев пьесу Владимира Сорокина, написанную специально для «Практики»?
О том, что наш театр был создан не зря. «Капитал» – это не просто пьеса, написанная Сорокиным специально для театра «Практика», это вообще первая пьеса, написанная им для какого-то конкретного театра. На премьере зрители поймут, что Сорокина не зря считают одной из ключевых фигур современной русской культуры.
Почему его пьесы так редко ставят в театре?
То, что российская театральная система не принимает Сорокина, – это проблема театральной системы. Он блестящий прозаик и воспринимается продвинутой публикой не иначе как классик литературы, по его сценариям снимают фильмы, даже в опере «Дети Розенталя» зрители слушали не только музыку Десятникова, но и текст Сорокина. Не зря его пьесы ставит Франк Кастрофф, на мой взгляд, один из самых талантливых европейских режиссеров.
Что вы вкладываете в понятие «новая драма»?
Это движение, которое ищет современного героя, исследует процессы, происходящие в речи, в языке и являет собой совокупность всех сегодняшних трендов. А для меня лично «новая драма» – это пьесы и спектакли, появившиеся после Гришковца. Гришковец принес в театр абсолютно новые смыслы, язык и эстетику. Его тексты связаны и с удивительной интимностью, с переосмыслением привычных бытовых вещей, которые становятся метафорами. Его герой – человек, живущий в сегодняшних обстоятельствах.
А как же извечные, важные для всего человечества конфликты?
Я поверю в их извечность, только если мне докажут, что они происходят с людьми, живущими в наше время. Для этого нужно говорить о них только сегодняшним языком. Так работают сейчас Гришковец, Михаил и Вячеслав Дурненковы, Юрий Клавдиев, Максим Курочкин и еще несколько авторов.
Как вы выбираете актеров и режиссеров для театра «Практика?
Выбираю талантливых людей. Личности, независимо от их профессионального образования. Без всякого злорадства, а скорее с болью говорю, что путь, которым идет сейчас российский театр – это дорога в никуда. Поэтому я скорее найду талантливого режиссера среди людей, которые занимаются телевизионной рекламой или кинематографом и отвоевали себе право быть режиссерами, чем среди выпускников ГИТИСа, у которых нет ничего, кроме корочки с официальным штампом.