Чувства, как известно, с веками не меняются – в отличие от привычек и общественной морали. Следя за афишей недели, можно понять, как менялись с веками представления о прекрасных дамах и отважных героинях.
Начнем с самой что ни на есть античности – Тадаши Судзуки, легендарный японец, входящий в узкий круг лучших режиссером мира, ставит на «Таганке» «Электру». Пока еще не известно, лежит ли в основе спектакля трагедия Софокла, с хорами, переведенными 15 лет назад Иосифом Бродским – в начале 90-х этот текст ставил сам Юрий Любимов с Электрой – Аллой Демидовой. Однако в театре Судзуки, сплавляющем европейские сюжеты с японской архаикой, слово никогда не было главным. Главное – особые горловые звуки (техника речи разработана самим Судзуки) и позаимствованная у древнего театра Но ритуальная пластика, в которой имеет значение каждый еле заметный жест. Осваивать эти необычные для русских актеров навыки будут и маститые «таганцы», и недавние выпускники курса Любимова в РАТИ во главе с юной Нани Татиашвили.
После «Таганки» отправимся в РАМТ – на долгожданный «Берег утопии», поставленный Алексеем Бородиным по трем пьесам Тома Стоппарда. Английская трилогия о русской истории написана 5 лет назад и с тех пор успешно ставилась в Лондоне и Нью-Йорке. Все потому, что сэр Том (титул дарован драматургу самой английской королевой) сумел взглянуть на русских мыслителей Герцена, Огарева, Бакунина, Чаадаева и Тургенева – то есть на тех, кого мы, скрывая зевоту, называем классиками, с другого берега. И увидел не бронзовые монументы, а живых людей, страдавших от одиночества, одержимых ревностью и влюблявшихся в чужих жен.
После 9-часового (!) «Берега утопии» - самое время посмотреть классическую комедию. Гоголевская «Женитьба» в постановке Марка Захарова подходит как нельзя лучше. В ролях – весь цвет «Ленкома»: с женихом - Виктором Раковым, Агафьей Тихоновной – Александрой Захаровой, свахой - Инной Чуриковой и Кочкаревым – Сергеем Чонишвили, сменившим заболевшего Александра Абдулова.
20-й век не только изменил до неузнаваемости облик Москвы – поменялся и облик московских барышень. Томных и плавных купеческих невест сменили пламенные комсомолки. Одну из них играет Ирина Пегова в спектакле Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о счастливой Москве». И даже если вы не любите или никогда не читали прозу Андрея Платонова, но любите хороший театр, этот ритмичный, музыкальный - по форме и трагический по содержанию спектакль Табакерки непременно доставит вам удовольствие.
Нашу современницу Нинку, прописавшуюся неподалеку от гоголевских Сорочинец и умеющую гнать самый вкусный на свете самогон, сыграет Амалия Мордвинова в смешном, талантливом спектакле «Нинкина земля. Чужие». Село вроде бы сегодняшнее и говорит Нинка подзаборным языком нынешней улицы (что ни слово – то лягушка изо рта), а ощущение такое, как будто мы с ней уже где-то встречались. Ах да, конечно, у Гоголя, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Там про таких ясно сказано: ведьма. А тут вроде сразу и не поймешь…
Самый чудной женский образ ждет нас в «Школе драматического искусства» - Дмитрий Крымов выпускает там свою «Корову» по рассказу все того же Платонова. Невеселая история о корове, потерявшей теленка, и о мальчике, не умеющем ее утешить, превратится в притчу о том, что детское воображение неподвластно силе убогих и давящих колхозных будней. И пусть взрослые считают, что корову сбил поезд и продают ее труп на мясо. Мальчику же она является в облике Прекрасной дамы, танцует с ним знойное, обжигающее танго и исчезает навсегда.