«Практика» празднует юбилей: 7 октября ей исполняется 10 лет. В преддверии дня рождения одного из самых модных театров столицы мы решили рассказать о новом и напомнить о лучшем в его репертуаре.

Mahamaya Electronic Devices

Расписание

Самая ожидаемая премьера — подарок поклонникам современной драматургии и лично Ивана Вырыпаева: режиссер Анна-Мария Сивицкая ставит спектакль по его новому тексту. Никаких героев, сюжета и конечных выводов. Вместо этого — сплошной непрерывный поток глубоких вопросов, ответы на которые ищет каждый: запреты, законы, насилие, наркотики, секс, семья, религия, любовь, Бог, сознание. В театре обещают: темп, в котором вопросы задаются, и их смысл «помогут зрителю просканировать всю свою жизнь».

«Невыносимо долгие объятия»

Расписание

Еще один вырыпаевский опус — про мистические взаимоотношения людей с собственным сознанием. Глубокомысленный текст уже ставили в немецком «Доучен Театре», однако автора результат устроил только наполовину. В Москве Вырыпаев репетировал сам, на роли четверых героев, отправившихся в Нью-Йорк «узнавать себя», он утвердил Равшану Куркову, Анну-Марию Сивицкую, Александра Алябьева, Алексея Розина. Как говорится в релизе, по мощности слога и жестокости описаний спектакль напоминает знаменитый «Июль» (увы, снятый с репертуара).

«Золушка»

Расписание

В основе спектакля Марфы Горвиц — одна из антисказок француза Жоэля Помра. Основная идея — сказку сделать былью, буквально: исключить хеппи-энд, перенести действие в современные реалии, объяснить мотивы поступков героев. Новая Золушка — девочка неопределенного возраста по прозвищу Зола. Она драит унитазы и убирает квартиру ненавистных родственников. Но не потому, что добрая и безответная, а потому что хочет наказать себя за то, что ее не было рядом, когда умирала мама. В принцев Зола не верит, зато умеет с ними дружить. Герои уходят со сцены, взявшись за руки, под комментарий доброй и бородатой феи (роль волшебницы отдана мужчине) — «и дружили, и переписывались они долго и счастливо». «Золушка» — история про озлобленного подростка, не желающего взрослеть, без морализаторства и слащавой концовки. Советовать смотреть можно и взрослым, и детям.

«Сахар»

Расписание

Под звуки кавер-версий популярных песен, от The Beatles до «Иванушек Int.», Вырыпаев нараспев произносит короткие тексты собственного авторства. Тексты вроде бы поверхностные и несерьезные. Про женщину, которая однажды не пошла с работы сразу домой и почувствовала себя свободной. Про семейную пару позитивно настроенных веганов, в жизни которых «все — полный сахар», про игрушечного героя Марио, который сам себе говорит: «Не просри ту игру, в которую ты играешь». Зарисовки сытой жизни жителей мегаполиса изредка «сдабриваются» матом. На больших видеоэкранах растворяется электронная радуга, взрываются электронные фейерверки и сыплет электронный дождик. Спектакль — тонкая стилистическая издевка над современными определениями счастливой жизни. Поэтому, если внимательно слушать, выражение «полный сахар» звучит «как полное г…», а все слоганы-мантры («я наполнен позитивной энергией, я счастлив» и т.д.) — как приговор возможности быть счастливым в принципе.

«Переворот»

Расписание

Смелая и эффектная постановка Юрия Муравицкого по текстам первого московского концептуалиста Дмитрия Пригова продолжает тему, начатую вырыпаевским «Сахаром»: с иронией и в развлекательной манере (отсюда формат спектакля-концерта) говорить о неприятном. Тексты звучат со сцены под аккомпанемент группы «Постанова» (ее костяк — студенты Мастерской Дмитрия Брусникина из Школы-студии МХАТ). Музыка жесткая, «неудобная» — много барабанов и бас-гитар. Сценографии почти нет. На сцене — артисты в одинаковых клетчатых рубашках и очках в роговой оправе: их главный образ — «человеческая масса». Самая страшная сцена спектакля — последняя, когда артисты изображают разъяренные массы на Красной площади. Одни скандируют: «Социализм, коммунизм, капитализм», другие: «Православие, самодержавие, народность». Потом группы сливаются в одну и выбирают общую жертву, чтобы растерзать «во имя идей». Поклонникам приговского сарказма смотреть обязательно.

«Бабушки»

Расписание

Нежно любимый столичной публикой спектакль Светланы Земляковой, поставленный в жанре verbatim (документальный театр). Он основан на книге «Русская деревня в рассказах ее жителей» и аудиозаписях, сделанных сотрудниками Академии наук. Шесть молодых актрис, вчерашних выпускниц ГИТИСа, чудо как хороши в образе деревенских старушек. На пустой сцене стоит покосившаяся скамейка, на ней они и сидят, плотно прижавшись друг к другу. Сначала боязливо, потом все смелее, ведут разговор «за жизнь» с заезжим журналистом. Жалуются на «нонешнюю молодежь», вспоминают, как выходили замуж без любви, от зари до зари работали в колхозе, хоронили детей. А после дружно затягивают русскую народную «Ах ты, бабочка моло-о-оденькая, чернобровая, хорошенькая». Сибирский говор, интонации, мимика, пластика — все скопировано идеально. Словом, самый нескучный этнографический театр во всей красе.

«Человек.doc. Олег Кулик»

Расписание

Российский концептуалист, чьи арт-проекты 20 лет подряд вызывали самую бурную реакцию зрителей, предстает в спектакле «Практики» в новом свете. Он раскрывается как человек, окидывающий критическим взглядом свою биографию — без пафоса, бутафории и прикрас. Это искренняя попытка поговорить об ошибках и невозможности их исправления. Сам Олег Кулик на сцене не появляется — только на видео, которое озвучивает артист Антон Кукушкин. Главная интрига в том, как он это делает. Эффект отождествления актера с персонажем умопомрачительный. Остроумный, но глубокий текст от первого лица написан Евгением Казачковым на основе многочасовых интервью с героем. Кстати, сам Кулик в восторге от спектакля, который называет «внутренним взглядом на себя».

«Иллюзии»

Расписание

Образцово-показательный спектакль Ивана Вырыпаева, похожий на философскую лекцию и пародийное шоу одновременно. На голой сцене установлена трибуна, с которой четверо актеров по очереди зачитают текст пьесы. Зритель, в свою очередь, пытается разобраться в драматических взаимоотношениях героев — двух пожилых пар. Кто кого любил раньше, кто кого любит сейчас, у кого есть будущее, а у кого это будущее вероломно отобрали. К финалу всем рассказывают, как именно каждый из этой четверки умер и какие слова произнес на смертном одре. Вырыпаев посмеивается не только над тем, как легко образуются любовные треугольники, но и над тем, что люди в принципе считают любовью. Декораций в спектакле нет. Костюмов тоже — актеры выходят в том, в чем пришли в театр. Акцент сделан на виртуозный текст, в котором очевиден не только головоломный сюжет, но и стилистические эксперименты.