Он может заставить Карамазова петь советские гимны, Гришку Отрепьева — «сослать» на зону, а чеховских сестер — манерно курить в столичном кафе. Главный театральный ньюсмейкер готовит очередную премьеру на сцене МХТ. Мы выяснили подробности, а заодно решили напомнить о хитах Константина Богомолова, которые стоит увидеть всем театралам.

«Мушкетеры. Сага. Часть 1»

МХТ  им. А.П. Чехова
Расписание

Этот спектакль театралы авансом окрестили «главным событием осени» — готовы присоединиться. В основе постановки — сюжет знаменитого романа Дюма и мифы, им созданные. Однако сам текст не используется (новые речи для мушкетеров и компании Богомолов пишет сам). Действо обещает быть романтическим, мистическим и детективным одновременно. Сам режиссер так пишет о нем в соцсетях: «Выйдет хулиганский и веселый, и, надеюсь, очень сложный, и, глупое слово, «современный» — просто свободный спектакль». В главных ролях заняты звезды богомоловских хитов: Сергей Чонишвили, Марина Зудина, Игорь Миркурбанов, Александр Семчев, Виктор Вержбицкий, Роза Хайруллина, Павел Табаков, Александра Ребенок и другие. Интригует выбор актрисы на роль королевы Анны Австрийской — ее сыграет Ирина Мирошниченко. К слову, до сегодняшнего дня в радикальных экспериментах прима МХТ замечена не была.

«Идеальный муж»

МХТ им. А.П. Чехова
Расписание

Культовый спектакль МХТ — пятичасовая комедия якобы по Оскару Уайльду (его Богомолов «скрестил» и с Шекспиром, и с Чеховым, и с полублатными хитами русского шансона). Разгадывать режиссерскую концепцию не придется: с первых минут действия ясно, что спектакль — злая пародия на современную Россию. Ромео и Джульетта — это два гея, скрывающие свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу не пристало «позориться». Три сестры — гламурные фифы из Vogue Café, мечтающие «работать». А Мефистофель — батюшка, благославляющий все непотребства власти и открыто содержащий сиротский приют для извращенцев. Если вы не против шуток про религию, геев, Путина и псевдорублевских шлюх, вам точно сюда.

«Карамазовы»

МХТ им. А.П. Чехова
Расписание

Самая скандальная постановка Богомолова — она же и самая мрачная. Это приговор современной стране. Действие романа Достоевского происходит в городе Скотопригоньевске (Богомолов его осовременил и придумал назвать «Скотским городом со Скотским банком и Скотским TV»): милиционеры здесь насилуют одного из братьев, Катя-кровосос занимается сексом с пьяной Грушенькой. Дмитрий Карамазов вешается, Федор Карамазов лупит сына что есть мочи под советский шлягер «Родительский дом», а отец Феофил на похоронах Карамазова-старшего голосит «Show Must Go On». Солярии в этом городе играют роль гробов, унитазы — вместо памятников на кладбище. Бога, конечно, нет, есть только черт и пошлость. Смотреть пятичасовую вакханалию о русской народной жизни тяжело, но полезно. Сильные ощущения и мучительные мысли о сегодняшней России гарантированы.

«Юбилей ювелира»

МХТ им. А.П. Чехова
Расписание

Спектакль, поставленный специально к 80-летию Олега Табакова. Никакого фальшивого оптимизма и игры на публику. Прозрачная концепция, скупые декорации и народный любимец в образе, которого меньше всего можно было ожидать от праздничного спектакля «по случаю». Табаков играет доживающего свои последние дни больного раком 90-летнего старика. Его герой — разорившийся ювелир, у которого одна мечта — дождаться, когда к нему пожалует Елизавета II (королева обещала ему этот визит, когда он еще работал при дворе). Спектакль не сентиментален и не мрачен. Это строгое философское высказывание о смерти, которую нужно уметь принимать достойно. В идеале — добродушно подсмеиваясь и продолжая любить этот мир. Отдельное удовольствие грустного «Юбилея» — замечательная актриса Наталья Тенякова в образе английской королевы.

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

Театр Наций
Расписание

Известный текст эпохи Возрождения о двух великанах-обжорах, доживающих свой век в доме для престарелых, звучит со сцены без изменений. Но Богомолов не был бы собой, если бы не смешал его со своим собственным сочинением. В спектакле появляются персонажи вроде певицы Звезды Иванны или дамы Тамары. В качестве саундтрека звучат песни группы «Ласковый май» и Наташи Королевой, монологи о том, как хорошо «мы в молодости какали». Богомолов назвал роман Рабле «случаем феноменального тысячестраничного произвола» — такое же определение подходит и к его спектаклю. И да, на «арене» те же: Виктор Вержбицкий, Александра Ребенок, Дарья Мороз, Сергей Чонишвили.

«Борис Годунов»

«Ленком»
Расписание

Пушкинский «Борис Годунов» поставлен точно в стиле мхатовских блокбастеров «Идеальный муж» и «Карамазовы»: те же интонации злободневного капустника, саундтрек из песен Глюкозы и Киркорова, жестокий троллинг современной России и суперзвезды в эпатажных образах. Борис Годунов (Александр Збруев) жует жвачку и в упор расстреливает неугодных, Гришка Отрепьев (Игорь Миркурбанов) становится откинувшимся зэком, а Марина Мнишек (Мария Миронова) разговаривает с польским акцентом и жаждет уничтожить «побольше москалей и жидов». И, как ни странно, несмотря на драматизм, это фантастически смешно.

«Год, когда я не родился»

Театр-студия п/р Олега Табакова на сцене МХТ им. А.П. Чехова
Расписание

В основе не самого популярного, однако важного для Богомолова спектакля — пьеса Виктора Розова «Гнездо глухаря». Но если советский драматург говорит о распаде одной семьи, то режиссер — о целой стране. Он усиливает обличительный пафос с помощью видео (нарезка из советских передач, концертов вечно молодого Кобзона, «Смехопанорам» и пр.), стихотворения «Смерть пионерки», проекций красного знамени. Главный герой этой истории у Розова — Степан Алексеевич Судаков (Олег Табаков, несколько предсказуемый в роли почивающего на лаврах вожака со стажем), у Богомолова же его значимость оспаривается. Во-первых, разговор со зрителем вроде бы ведется от лица неродившегося внука Судакова, умная и тонкая дочь которого, Искра (Дарья Мороз), сделала аборт по настоянию мужа. Во-вторых, Богомолов фокусирует внимание публики на образе супруга Искры, карьеристе Егоре (исключительная работа Александра Голубева). Этот человек с прилизанными волосиками выдает себя каждой фразой, жестом, взглядом. Он отнюдь не злодей, но «прародитель» будущих негодяев. Их финальный вокальный дуэт и гордо брошенная в зал фраза «Вся страна будет наша» не оставляет сомнений, какие «будущие негодяи» имеются здесь в виду.

«Чайка»

Театр-студия п/р Олега Табакова на сцене МХТ им. А.П. Чехова
Расписание

Вторая попытка «освоить» чеховский текст. В первом варианте спектакля роль Тригорина играл Константин Хабенский. Образ писателя-псевдоциника, счастливо пристроившегося возле актрисы Аркадиной, звучал иначе. Игорь Миркурбанов легко превратил Тригорина в чудовище. Человека, который ничего не делает, только потребляет — чужие идеи, славу, деньги, любовь. А вообще богомоловская «Чайка» — это издевательский привет всем ратующим за классический театр. Хотели без скандала и по всем правилам? — забирайте. На длинных деревянных скамейках сидят артисты и произносят чеховский текст. Сухо, сдержанно, кто-то — почти неслышно. Задник сцены отзеркаливает происходящее на видео. Монотонная музыка добавляет выхолощенному действию гипнотической силы: не поверить в то, что жизнь — или скука, или трагедия, невозможно.