Свежий спектакль Някрошюса, новая версия легендарного додинского шедевра, самые сливки прошлого московского сезона... Мы выбрали лучшие постановки «Сезона Станиславского» — главного театрального фестиваля осени.
«Борис Годунов»
Национальный драматический театр Литвы (Вильнюс) на сцене РАМТа,
сб 10, вс 11 октября
Ни один «Сезон» не обходится без спектаклей Эймунтаса Някрошюса. Этот — не исключение. По словам тех, кто уже видел «Борис Годунова», это один из самых мощных и страшных спектаклей литовского гения. Мрачная сценическая реальность как метафора отвращения к тому, что называется политикой в России. Его постулаты: власть омерзительна, люди, ею одержимые, похожи на больших навозных мух (муха на сцене жужжит самая настоящая, а издаваемые ею звуки передаются на динамики). В роли Годунова театралы предвкушают главного актера труппы Някрошюса Сильвиуса Трепулиса. По слухам, он будет играть русского царя молодым, но уже уставшим тираном.
«Братья и сестры. Версия 2015»
Малый драматический театр — Театр Европы (Санкт-Петербург) на сцене театра Et Cetera,сб 10, вс 11 октября
Восьмичасовой шедевр Льва Додина, отметивший в прошлом сезоне тридцатилетний юбилей, — обладатель Госпремии СССР. «Версия 2015» — это все та же подробная додинская инсценировка четырех деревенских романов Федора Абрамова об архангельском роде Пряслиных и их жизни до, во время и после войны, мрачные мизансцены, строгая сценография. Единственное, что изменилось: в главных ролях теперь заняты молодые артисты труппы (в частности Елизавета Боярская). Документальные подробности еще кровоточащей истории XX века оживают в этом новом старом спектакле с удвоенной силой. На контрасте с азартом молодых артистов еще страшнее режиссерский посыл: несчастью в этой стране предела нет и не будет.
«Нюрнберг»
РАМТ,чт 15 октября
Грандиозный спектакль как попытка поставить перед зрителем неудобные вопросы. Формально Алексей Бородин сделал спектакль о суде над нацистами, фактически — о том, что такое конформизм, в чем его опасность, где проходит та черта, перейдя которую, люди в одно прекрасное утро просыпаются в стране победившего фашизма. Действие перенесено в немецкое кабаре. В течение двух часов официанты бесшумно двигаются между столиками, на эстраде танцуют танго и степ, все пьют, поют и надувают мыльные пузыри. Мужчины жадно поглощают ужин и одновременно дают показания и строят гипотезы — кто виноват в чудовищной мировой катастрофе: те, кто выдвинул идею о расовой неполноценности и придумал лагеря смерти, или те, кто промолчал. Если вы поклонник политического театра, который сейчас на подъеме, смело берите билет.
«Вальпургиева ночь»
«Ленком»,сб 17 октября
Спектакль Марка Захарова по произведениям Венедикта Ерофеева можно ставить в один ряд с остросоциальными хитами Богомолова и Серебренникова. И хотя в нем нет ни молодой ярости коллег, ни откровенных лозунгов, посыл тот же: мы живем в страшной и несвободной стране. Тяжелее всех приходится тем, кто это понимает и никуда не бежит. Разве что внутрь себя — совсем как условный Веничка. Его безупречно играет Игорь Миркурбанов, обладатель «Золотой маски» этого года. Мат, о котором так волнуются блюстители театральной нравственности, со сцены все-таки звучит. И звучит отлично.
«Плоды просвещения»
Театр им. Вл. Маяковского,вт 20 октября
Легендарный спектакль Петра Фоменко шел на сцене «Маяковки» почти 30 лет. Новые «Плоды...» в постановке Миндаугаса Карбаускиса — обаятельный и нежный ремейк с легким привкусом ностальгии (на сцене даже можно видеть кумиров первой версии — Игоря Костолевского, Михаила Филиппова, Светлану Немоляеву). Вслед за учителем Карбаускис сосредоточивается на мелочах — бытовых и психологических. Выстраивает на сцене дивный, больше не существующий мир, в котором «господа при мужиках, а мужики — при господах». Еще у спектакля выдающаяся сценография. Художник Сергей Бархин придумал «вставить» сцену в гигантскую раму-овал — в нее все герои действия смотрятся, как в зеркало. В нем же ищут медиумов и общаются с потусторонними силами.
«Самоубийца»
«Студия театрального искусства»,пт 23 октября
Элегантная сатира на российскую действительность. В спектакле Сергея Женовача по некогда запрещенной пьесе Эрдмана безработный Подсекальников мечтает получить работу и есть ливерную колбасу, когда вздумается. Но сгоряча заявив, что от несправедливости хочет стреляться, герой запустил механизм политической борьбы. И его со всех сторон принялись агитировать, за кого и за что надобно немедленно умереть. За интеллигенцию, за Кремль, за мясников, за чистую веру, даже за свободную любовь. Смех сквозь слезы — как раз про этот хит.
«Бег»
Театр им. Евг. Вахтангова,чт 29 октября
Самый авангардный режиссер двух столиц Юрий Бутусов поставил булгаковский «Бег» в своей обычной манере — вывернув текст классика наизнанку, соединив грубый фарс и тончайшую лирику, снабдив действие непредсказуемыми аттракционами и брутальным саундтреком (хиты Майкла Джексона, Pink Floyd, групп «АукцЫон», «Океан Ельзи» и др.). Реальность соседствует с видениями, герои — с призраками. Мнения зрителей об получившемся действе разделились. Фанаты Юрия Бутусова кричат: «Гениально!» Адепты классического прочтения негодуют: «Муть!» К кому бы вы себя ни относили, скучно не будет точно.
«Хованщина»
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко,ср 4, чт 5 ноября
Грандиозный оперный эпос в постановке Александра Тителя. Время и пространство действия в этом спектакле условны — на сцене один только гигантский сарай из неокрашенных досок. Редкий реквизит прямо отсылает к сегодняшней действительности: чиновничий портфель, оцинкованное ведро и т.п. На контрасте со сдержанным оформлением масштаб этой оперы Мусоргского еще очевиднее. Темы, затронутые в ней, самые актуальные: пропасть между народом и властью, религиозные войны, политические распри, фанатичная вера в «особый путь» Руси. У спектакля совершенно грандиозный финал — женское соло, разносящееся над головами сотен раскольников, приготовившихся к самосожжению.
«Фуга»
Театр La Comedie de Valence (Франция, Валанс) на сцене Московского Театра Юного Зрителя
26 ноября
Открытие Авиньона-2015 — веселый и поэтичный спектакль испанца Самюэля Ашаша о том, как рождается музыка. Сюжет условен — какие-то подозрительные личности оказываются в избушке на краю заснеженного леса. Отогревшись, они начинают выделывать всякие коленца — демонстрируют акробатические трюки, распивают спирт, плавают в ванной. И одновременно извлекают божественные звуки изо всех инструментов, оказывающихся рядом.
«Америка»
Thalia Theater (Германия, Гамбург) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда30 ноября
Отмеченный всевозможными премиями спектакль молодого режиссера Бастиана Крафта, в основу которого лег первый и неоконченный роман Франца Кафки. Эмигранта Карла, оказывающегося в Нью-Йорке, играет знаменитый Филипп Хохмайр. Он же перевоплощается во всех персонажей, встречающихся Карлу на пути. Кроме гениальной актерской игры, стоит отметить выдающуюся сценографию. Действие разворачивается внутри стеклянного куба (по словам западных критиков, этот куб — метафора душевного убежища главного героя).