День рождения Майи Плисецкой Большой театр отметит грандиозными гала-концертами.
Суперзвезда эпохи Майя Плисецкая готовилась встречать 90-летие на сцене родного Большого театра. Строила планы, рубила и подхватывала идеи, никак не собиралась сидеть в ложе почетной юбиляршей — рвалась на сцену. Однако жизнь распорядилась иначе, и уже полгода Большой театр готовит вечер Майи без нее. Надо отдать должное устроителям: никаких «памяти Плисецкой», «в честь Плисецкой» и прочих бронзовых банальностей. Гала-концерт будет «Ave Майя».
Ни одна из наших великих балерин — а их, великих, было достаточно — так полно не воплощает советскую эпоху. Если говорить об искусстве, то были на сцене и другие богини: лиричнее, точнее в деталях, собраннее, ровнее в темпераменте. Но Майя и здесь самая яркая — никто не желал замечать, в чистую ли пятую позицию приземляется ее Китри из «Дон Кихота», взбаламутившая сцену и зал. Пережившая трудное детство дочки репрессированных родителей и бедной родственницы, она зубами хваталась за роли и возможности. А когда их не было, создавала их себе сама — действительно, не танцевать же до глубокой старости королеву лебедей Одетту-Одиллию? И не жить ведь в унылых очередях, занимаясь искусством в чем-то сером хлопчатобумажном?
Стать прима-балериной первого театра страны — дело хлопотное, но все же возможное. А она делала невозможное. Умно, понемногу дерзила власти, одевалась в парижские туалеты, отхватила лучшего мужа-композитора. В театре брала все, что считала своим, — роли или гримерки. Когда ее пробовали не пущать на гастроли, устраивала храбрые интриги и все равно выезжала. А на гастролях заводила знакомства — с Роланом Пети, Морисом Бежаром, Пьером Карденом. Все благоговели и старались быть полезными, заодно выходя на просторы шестой части суши.
Миф о Майе оживят лучшие силы балетного мира. В программе гала теперь уже классические партии Плисецкой. Лучшие из них не появились бы на свет вообще, если бы Майя не вдохновила творцов. Вариации Китри исполнят наследницы Плисецкой в Большом Мария Александрова и Екатерина Крысанова. Будут раритеты советского драмбалета с вошедшими в хрестоматии партиями Майи — революционерка Лауренсия из «Пламени Парижа» и ревнивица Зарема из «Бахчисарайского фонтана». Обещают статную Раймонду (две балерины) и вечную Одиллию (завтрашний день Большого театра, 24-летняя Ольга Смирнова). Неясно, зачем в концерте понадобились не имеющие отношения к Плисецкой вариации принцессы Авроры из «Спящей красавицы» и Маши из «Щелкунчика». Зато понятно, почему ансамбль Моисеева исполнит «Арагонскую хоту», а приглашенная из Испании знаменитость Ева Йербабуена — фламенко (для темпераментной Майи это подарок). Финал — полный фейерверк и главный балетный «экслибрис» Плисецкой. Будут изысканная «Гибель розы» от Ульяны Лопаткиной, огненная «Кармен-сюита» от Светланы Захаровой и артистов Большого, шоковое «Болеро» от Дианы Вишневой и труппы «Бежар Балет Лозанна». Только арфа и виолончель под выдержки из блистательных дневников Плисецкой напомнят, что главной героини нет в зале. Но этот праздник жизни она бы точно одобрила.