Большой театр готовит оперу Дмитрия Шостаковича.

Катерину Измайлову любили многие. Сначала прекрасный рассказчик Николай Лесков увидел в скучающей купчихе страсть шекспировской героини и написал очерк «Леди Макбет Мценского уезда», вмиг ставший известным. В начале тридцатых годов прошлого века Катерина смутила 24-летнего Дмитрия Шостаковича: либретто по Лескову он написал вместе с ровесником Александром Прейсом и за два года сочинил оперу. В оперном мире «Катерина…» вызвала шквал эмоций: Шостакович создал героев, от которых слушатель не мог оторваться, музыка все переворачивала с ног на голову, била по нервам и в то же время была предельна осязаема. В ленинградском Малом оперном и Московском музыкальном театре (с режиссурой Немировича-Данченко) она прошла за два года почти двести раз и бурей понеслась по лучшим сценам мира, взбудоражив «волны похоти» и «порнофонию». Но в декабре 1935-го она появилась в Большом театре, где ее услышали первые люди власти, учуявшие бунт. В «Правде» появилась знаменитая статья «Сумбур вместо музыки», важнейшая метка советского искусства ХХ века, а на Шостаковича со всех сторон посыпались беды.

Но расстаться с Катериной композитор уже не мог, и после двадцати лет запрета он сделал вторую редакцию оперы. В оттепельные шестидесятые она вернулась на сцену и уже в обновленном виде снова покатилась волной по миру от Лондона до Сан-Франциско. 

Именно этот второй вариант «Катерины Измайловой» готовит сейчас Большой театр. Помня, как трепетно относился Шостакович к правке либретто, Большой пошел по накатанному пути и рассуждал логически: партитура Шостаковича вытянет себя сама — тем более что за пультом будет стоять крайне внимательный дирижер Туган Сохиев. А характеристики героев надо доверить мастеру драмы — тут выбор пал на Римаса Туминаса.

Опытнейший глава Вахтанговского театра Римас Туминас в опере дебютант, и хотя «Катерину Измайлову» он не выбирал, ему ее предложили, к риску для репутации относится спокойно. Говорят, он отказывался почти два года, пока не решился — в конце концов, он не первый драматический режиссер, пришедший в оперу, и есть повод пофилософствовать: Туминас считает, к старости театрального режиссера часто тянет в оперу. Новый мир и новый опыт захватили и его, и труппу Большого: «застольный период» психологического разбора характеров стал открытием для обеих сторон. Слегка заносчивые певцы Большого поняли, что «просто спеть» будет мало. А Туминас убедился, что не все так плохо, как казалось поначалу, раз уж певцы хотят и могут вникать в обстоятельства. 

Расчет на цепкий взгляд Туминаса и на его умение работать с русской классической литературой должен оправдаться. Он немного ворчит на условия оперного театра — не так-то легко репетировать ансамблевые сцены со звездами, которые то и дело ускользают на гастроли. Но и он не просто большой мастер режиссуры, а еще и режиссер со слухом — все его постановки классики деликатно и точно «звучат». Оценить мощь Шостаковича и влить ее в адекватное действо — задача сложная, но уровень режиссера позволяет рассчитывать на решение.

Почитаемый как сдержанный романтик, Римас Туминас и в жесткой истории леди Макбет Мценского уезда пытается увидеть поэзию. Он уже проговорился: то, что смотрится в драматическом театре, в оперном не смотрится совсем. По его воле отношение к Катерине Измайловой меняется по ходу действия, да и прочих героев он постарается оправдать — и мутного свекра Бориса Тимофеевича, и безвольного мужа Зиновия, и даже любовника Сергея. «Нет плохих, злых. Есть несчастные, так сложилась жизнь, так они живут. Это полифония».

Помогает Римасу Туминасу его не раз проверенный в Вахтанговском театре сценограф Адомас Яцовскис. Пока что общее режиссерское решение слегка напоминает недавнюю «Иоланту» Большого: пространство сцены поделено на черную и белую половины, заглавной героине отдана светлая часть. Да, она убийца, но в той же степени жертва свободы и любви, готовая в отсутствии того и другого на самоубийство. Не ее вина, что человеческая натура слаба и порочна, а свобода и любовь не выдерживают натиска обстоятельств. Так, во всяком случае, считает режиссер, обещающий все четыре действия оперы держать зал в напряжении — вплоть до трагического финала. 


Лучшие оперы, поставленные режиссерами драмы:

«Золотой петушок»

Большой театр
Билеты: от 1500 р.
Весна 2016, точное расписание появится позже

Опера Римского-Корсакова — занятная сказка для взрослых, поставленная возмутителем театрального спокойствия Кириллом Серебренниковым. Ему так понравилось в Большом, что в минувшем сезоне режиссер добрался до балета, поставил «Героя нашего времени» по Лермонтову.

«Школа жен»

«Новая опера»
Билеты: от 1000 р.
Весна 2016, точное расписание появится позже

Согласно афише оперу-буффа Владимира Мартынова «Школа жен» ставил режиссер Игорь Ушаков, но автор идеи и либретто — знаменитый старец Таганки Юрий Любимов, так что авторство режиссуры двойное. 

«Лючия ди Ламмермур»

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Билеты: от 1500 р.
Весна 2016, точное расписание появится позже

Классическая «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти в постановке рижского режиссера драмы и известного педагога Адольфа Шапиро стала объемной и мистичной.

«Князь Игорь»

Большой театр
Билеты: от 2000 р.
Весна 2016, точное расписание появится позже

Три года назад театр представил оперу «Князь Игорь» с режиссурой Юрия Любимова. В конце концов, автор оперы Александр Бородин тоже не композитор, а химик и математик.