Фестиваль «Золотая маска» — редкий случай оценить не только лучшие московские спектакли, но и сливки театрального мейнстрима других городов.

«Zholdak dreams»

Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург) на сцене Театра наций
Билеты: 100–5000 р.
Расписание

 

Скандально известный Андрей Жолдак — режиссер-провокатор, разрушитель всех возможных канонов и традиций. Его «Zholdak dreams» меньше всего похожи на спектакль, скорее на голливудский блокбастер. И хотя в основе комедия Карло Гольдони «Слуга двух господ», от нее мало что осталось. Остроумным действием заправляют два черных ангела, герои разговаривают репликами из кинохитов (их озвучивают в режиме реального времени), футуристическая сценография напоминает о «Матрице», а Труффальдино и вовсе выходит в открытый космос. Посыл бешеного театрального ребуса не ясен, но скучать во время действия не будет никто.

«Алиsа»

Театр юного зрителя (Красноярск) на сцене Театра наций
Билеты: 100–2000 р.
Расписание

Фантастически красивый спектакль, составляющий реальную конкуренцию любому шоу «Цирка дю Солей» или постановкам французского сказочника Филиппа Жанти. Технически «Алиsа» режиссера и художника Даниила Ахмедова очень любопытна, это идеальный «новый цирк», в котором трюки заменяют реплики, а костюмы — характер. Героиня Кэрролла здесь на самом деле летает, громадная гусеница жует траву, а улыбка Чеширского Кота «плавает» в воздухе. Знатоки заметят участие Романа Феодори, худрука Красноярского ТЮЗа, который обожает визуальные метаморфозы и сказки для взрослых.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

12 идей для подарка на День защитника Отечества читать


«Кабаре Брехт»

Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург) на сцене Театра им. А.С. Пушкина
Билеты: 250–1000 р.
Расписание

Любимец обеих столиц режиссер Юрий Бутусов поставил биографию Брехта, сделал видимым его гражданский пыл и публицистический пафос. Кабаре на сцене — как модель мира, населенного героями брехтовских пьес. Все они будут кричать строчки дневников писателя и исполнять зонги на немецком, английском, французском и русском языках. Параллели с сегодняшним днем неизбежны — это громкий спекталь-концерт против политической лжи, фашизма и войн.

«Элементарные частицы»

Театр «Старый дом» (Новосибирск) на сцене театра «Студия театрального искусства»
Билеты: 500–1500 р.
Расписание

Документальный спектакль про историю новосибирского Академгородка, построенного учеными для ученых. И первая попытка театрального осмысления феномена «последней советской утопии». Специально для этого проекта Вячеслав Дурненков, пионер «новой драмы» и обладатель всевозможных наград в мире современной драматургии, написал текст, основанный на архивных документах, книгах и интервью с очевидцами и участниками дела «Письмо сорока шести» (в феврале 1968 года 46 сотрудников СО АН и преподавателей НГУ подписали письмо с протестом против судебного процесса над московскими диссидентами). За режиссуру отвечал Семен Александровский, режиссер и член той самой «Группы юбилейного года» (работавшей в Театре на Таганке после скандального ухода Юрия Любимова).

«Remote Moscow»

Rimini Protokoll (Германия) и Федор Елютин (Москва)
Билеты: от 2000 р.
Расписание

Спектакль-променад швейцарско-немецкой команды Rimini Protokoll существует в 20 мегаполисах мира, и наконец дошла очередь до Москвы. «Наша» версия претендует на «Маску» в номинации «Эксперимент». Участники надевают наушники и отправляются исследовать улицы столицы. Их ведет компьютерный голос, иронизирующий надо всем вокруг (предлагающий, к примеру, подумать о месте для будущей могилы). «Remote Moscow» соединяет в себе элементы спектакля, экскурсии, компьютерной игры и квеста. Декорации здесь — улицы города, актеры — все прохожие, реквизит — элементы окружающей реальности.

«Земля»

Александринский театр (Санкт-Петербург) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Билеты: от 1000 р.
Расписание

 

Нашумевший питерский спектакль авангардиста и адепта физического театра Максима Диденко. В спектакле (номинация «Эксперимент») по мотивам одноименного фильма Александра Довженко о коллективизации как нельзя кстати пришлась облюбованная режиссером эстетика 1920-х и 1930-х. Все начинается как спортивная игра между командой «синих» и командой «красных», а завершается смертельной схваткой за землю, спрятанную под спортивным помостом. Ту, в которой все начинается и которой все заканчивается. Спектакль завораживающий и страшный, он — об инстинктах силы и отсутствии жалости во времена перемен.

«Маленькие трагедии»

Русский драматический театр Удмуртии (Ижевск) на сцене РАМТа
Билеты: 100–1000 р.
Расписание

Недавно назначенный главный режиссер драмтеатра Удмуртии Петр Шерешевский «выстрелил» первой же премьерой. Труппа встрепенулась, зритель стал голосовать рублем, а критики предложили «Маску». Все дело в том, что Шерешевский поставил спектакль, согласуясь с общемировыми театральными трендами. Перенес место действия классики в современность, оставив неизменным главную идею. В случае с пушкинскими «Маленькими трагедиями» — идею о роке, который неумолим ко всем и во все времена. В спектакле Моцарт творит сегодня, Сальери дает пресс-конференцию, а «Реквием» заглушает хит Григория Лепса про «рюмку водки на столе».

«Маскарад. Воспоминания будущего»

Александринский театр (Санкт-Петербург) на сцене МХТ им. А.П. Чехова
Билеты: от 1000 р.
Расписание

Худрук Александринки Валерий Фокин осуществил то, что казалось невозможным: реконструировал самый красивый и самый дорогой спектакль в истории русского театра — «Маскарад» Мейерхольда, поставленный в феврале 1917 года. Но Фокин не был бы Фокиным, если бы сделал это только ради внешних эффектов. Новый «Маскарад» обращен в современность — костюмы и бутафория те самые (воссозданы по эскизам Александра Головина), зато Арбенин разговаривает языком криминальной драмы. И, наконец, самое главное — довлеющее надо всем, абсолютно сегодняшнее чувство близкой катастрофы. 

«Пьяные»

Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург) на сцене Театра им. Моссовета
Билеты: 100–3500 р.
Расписание

Настоящий хит обновленного БДТ — спектакль отчаянного авангардиста Андрея Могучего по пьесе Ивана Вырыпаева. Впервые режиссер, обожающий разного рода эксперименты, ничего в авторском тексте не менял и никакого фантастического места действия не выдумывал. Герои — сильно пьяные люди, говорящие ровно то, что думают. Получается у них, само собой, и смешно, и наивно. Но еще — беспощадно  по отношению к себе и к жизни вокруг. Могучий усилил неявный смысл вырыпаевского остроумного опуса: свобода от предрассудков — огромное счастье. Которое дано только нетрезвым.

«Беккет. Пьесы»

Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева (Санкт-Петербург) на сцене КЦ «ЗИЛ»
Билеты: 1500 р.
Расписание

Если вы никогда не видели спектаклей Дмитрия Волкострелова, самого спорного молодого режиссера обеих столиц, этот спектакль — идеальный шанс исправиться. Волкострелов в присущей ему отрешенной и минималистичной манере перенес на сцену поздние пьесы Беккета. В них нет ни сюжета, ни действия, одни только тревожные обрывки фраз. Мир родоначальника абсурда Беккета показан максимально точно — на условных сценах (спектакль играется одновременно в нескольких залах) почти ничего не происходит, порой зритель и вовсе погружен не только в тишину, но и в темноту. Идеальный спектакль, окунающий зрителя в его «я» и собственные комплексы.

«Месяц в деревне»

Театр драмы им. Ф. Волкова (Ярославль) на сцене МХТ им. А.П. Чехова, Малая сцена
Билеты: 1000–4000 р.
Расписание

Как всегда грубоватый и чувственный спектакль худрука знаменитого Волковского театра. На этот раз на «Маску» (на которой он завсегдатай) режиссер-провокатор Евгений Марчелли привозит тургеневскую пьесу о нескучной жизни дачников-дворян. Все лирические кружева режиссер смял за ненадобностью, на сцене вульгарные порывы, пошлые страсти и голая физиология. Женщины мучаются от желания и нерастраченных чувств, мужчины слабы, безвольны и ничем не примечательны. Вся нелицеприятная правда про отношения — как на ладони.

«Теллурия»

Александринский театр (Санкт-Петербург) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Билеты: от 1500 р.
Расписание

Обжигающе красивый спектакль по антиутопии Владимира Сорокина от Марата Гацалова. Руководитель Новой сцены Александринки, режиссер-экспериментатор и мастер стилистических метаморфоз придумал для рассказа о новом русском средневековье идеальные декорации — круглая комната, полная зеркал. Зрительские стулья и места для актеров здесь же, вперемешку. Все двоится и движется в этом зазеркалье, сюжет теряется, герои появляются и исчезают. Помимо выдающихся актерских работ, нельзя не отметить труд художников-технологов. Более технически сложный спектакль трудно себе представить.