«Золотая маска» в разгаре. Если вы не успели купить билеты на главные хиты, обратите внимание на программу «Маска Плюс». Мы выбрали для вас 5 самых интересных постановок.
«Лекция о нечто»
Театр Post и «Открытая сцена» (Санкт-Петербург) в Московском музее современного искусства
Билеты: 2500 р.
Расписание
Спектакль режиссера-экспериментатора Дмитрия Волкострелова — акт современного искусства. Нет действия, сюжета и актеров. Вместо этого — блики света и звук хлопающих дверей. Главным героем становится текст философа Джона Кейджа о правилах поведения в обществе (разумеется, ущербных) и зритель. Двенадцать человек, сидящие спиной к белому светящемуся кубу, разделены на четыре группы. В каждой из них всего двое могут управлять видео и звуком с помощью специального пульта. Выбирать можно всего из трех частот: на одной композитор Дмитрий Власик читает лекцию Кейджа, на другой — тишина, на третьей — музыка. Видео — или мелькающий таймер, или цветной экран, или гугл-карта. По задумке каждая команда смотрит свой спектакль, смикшированный самостоятельно в режиме реального времени. О чем всё это? — как всегда у Волкострелова — об относительности всего, театра в первую очередь.
«Топливо»
Pop-up-театр (Санкт-Петербург) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Билеты: от 1000 р.
Расписание
Остроумный спектакль Семена Александровского, основанный на интервью со всемирно известным IT-предпринимателем Давидом Яном — разработчиком системы электронных словарей Lingvo и программы распознавания текстов FineReader, одним из родоначальников флешмоба в России и в принципе личностью экстраординарной. На первом плане — игра со зрительским восприятием. На полупустой сцене стоит харизматичный актер питерской «Мастерской Григория Козлова» Максим Фомин и с жаром рассказывает историю чужого успеха во всех подробностях. Поступление в физтех, первые авантюры, любовь. Иногда на заднике появляется документальное видео. Те, кто видел, утверждают, что простой рассказ героя-физика, мечтающего о всеобщем счастье, затягивает и вообще похож на «идеальный мастер-класс о том, как научиться внутренней свободе». Верим! Билеты на «Топливо» раскупаются как горячие пирожки.
«Муму»
Драматический театр (Новокузнецк) на сцене филиала Театра им. А.С. Пушкина
Билеты: от 2500 р.
Расписание
Короткий (меньше часа) спектакль-школьный урок, на котором дети (их играют актеры Новокузнецкой драмы) проходят «Муму» Тургенева. Сам рассказ о несчастной утопленной собачке никто не читает, зато школьники формулируют тему произведения — изобличение пороков крепостничества. Самым остроумным образом она рифмуется со смыслом спектакля: честным рассказом об ужасах российской педагогики. «Крепостные» дети механически повторяют все, что требует от них злая барыня-педагог, и перестают мыслить и чувствовать сами. Действие на сцене смешное и страшное одновременно: чувство бессилия перед системой режиссер Талгат Баталов не только не прячет, но делает все, чтобы им проникнулся зритель.
«Победители»
Театр юного зрителя (Томск) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Билеты: от 2500 р.
Расписание
До слез пронзительный спектакль Дмитрия Егорова по книгам нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» как способ борьбы с ура-патриотическими настроениями. Фактически демонстрация ужасов Великой Отечественной, призванная разрушить дурацкие мифы про победителей и напомнить о том, что война — это страшно. Героини — мамы, сестры, жены и возлюбленные героев. Стоя перед зрителями в ситцевых платьишках и солдатских шинелях, они честно рассказывают страшную правду. Их словам вторит фронтовая кинохроника. Второй акт — истории про Афган и ложь советской пропаганды, цена которых — человеческие жизни.
«Горькие слезы Петры фон Кант»
Театр юного зрителя (Красноярск) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Билеты: от 2000 р.
Расписание
Петербургская актриса и режиссер Юлия Ауг перенесла знаменитый киносценарий Райнера Вернера Фассбиндера на театральную сцену. Спектакль имеет мало общего с фильмом-первоисточником 1972 года, хотя текст никто не купировал. Немецкий киноклассик поднимал тему нетрадиционных отношений — успешная и богатая Петра фон Кант разочаровывается в браках и влюбляется в собственную служанку. В спектакле эта тема тоже звучит, но по-другому. Смещены смысловые акценты. Ауг больше интересует, как меняются сегодня социальные роли женщины (в программке так и написано: «драма сильной женщины в современном мире»), а вместе с ними их чувственность. Тюзовские актрисы невероятно подробно разыгрывают фассбиндеровские страсти — и смятение от осознания «любви не к месту», и робкое любование «предметом», и животные инстинкты, и горечь несбывшихся ожиданий. В спектакле эффектная сценография. Все происходит в обстановке дорогого черно-белого лофта. Огромная кровать посреди сцены здесь символ эротического напряжения, не находящего выхода.