В Театре мюзикла готовится эпохальная премьера – рок-опера «Преступление и наказание», приуроченная к 150-летию выхода романа. Но произведение это отнюдь не «датское» – либретто было написано Андреем Кончаловским еще в 70-е годы, а Эдуард Артемьев работал над партитурой целых 30 лет. В 2007-м был записан студийный альбом, но никто не решался перенести эту сложнейшую по музыкальному материалу и философскому содержанию вещь на сцену. Театр Михаила Швыдкого, начав с легких ностальгических ревю и получив семь номинаций на «Маску» за оригинальный мюзикл «Всё о Золушке», решил, что уже готов взять этот «тяжелый вес».
«Преступление и наказание»
Основа: роман Федора Достоевского
Где посмотреть: Театр мюзикла
Для постановки рок-опера была значительно переработана и получила новые аранжировки,так что история Достоевского, положенная на стихи Юрием Ряшенцевым, будет звучать вполне современно, а выглядеть вообще с иголочки. Британский сценограф Мэтт Дилли, которому доверили визуальный ряд, привез в Россию 6D-видеомэппинг, позволяющий проецировать изображения на любой движущийся предмет. Такие технологии раньше использовались разве что на концертах Мадонны и в Cirque du Soleil. Но для постановщика Андрея Кончаловского на первом месте стоит, конечно, не эффектное шоу, а погружение в пучины психологии Достоевского.
А для тех, кто не верит, что жанру мюзикла или рок-оперы под силу такие серьезные темы,мы подготовили обзор мировых и российских постановок по произведениям классической литературы.
«Моя прекрасная леди»
Премьера: Бродвей, 1956 год
Основа: пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион»
Где посмотреть: Московский Театр оперетты
Это была одна из первых попыток использовать «большую» литературу в развлекательном жанре мюзикла. Молодые авторы, композитор Фредерик Лоу и либреттист Алан Лернер, шли строго по тексту знаменитой пьесы Бернарда Шоу, однако философские рассуждения драматурга о правах личности отошли на второй план, уступив первое место истории сказочного превращения привокзальной дурнушки в принцессу салонов. Да и финал создатели изменили, соединив главных героев, Пигмалиона и его Галатею, счастливым союзом. Мюзикл имел сокрушительный успех, был сыгран на Бродвее около трех тысяч раз, переведен на множество языков и через десять лет экранизирован. Правда, вместо начинающей актрисы Джули Эндрюс роль Элизы в фильме исполнила Одри Хепберн, но это только увеличило популярность мюзикла, ставшего вскоре настоящей классикой.
«Оливер!»
Премьера: Лондон, 1960 год
Основа: роман Чарльза Диккенса «Оливер Твист»
Где увидеть: Детский музыкальный театр юного актера/Детский музыкальный театр Наталии Сац
Роман Диккенса о жизни лондонского дна, конечно, далек от яркости и оптимизма пьесы Шоу. Поэтому автору мюзикла Лайонелу Барту пришлось изрядно помучиться с поиском продюсеров, считавших этот материал слишком мрачным. Но когда спектакль о жизнерадостном мальчугане, который умудряется сохранить честность даже в воровском притоне, увидел свет рампы, он сразу же полюбился публике и не сходил со сцены шесть лет, после чего перебрался через океан на Бродвей и получил там три премии Tony. А в 1968 году снятый по мюзиклу фильм выиграл целых шесть «Оскаров».
«Отверженные»
Премьера: Париж, 1980
Основа: роман Виктора Гюго «Отверженные»
Где увидеть: Лондон, Queens Theatre, ежедневно
Младшим братом английского Оливера стал французский Гаврош, вышедший на сцену в мюзикле композитора Клода Мишеля Шонберга и либреттиста Алан Бублиля. Но настоящая слава пришла к этому спектаклю именно в Британии, где за него взялся хваткий продюсер Камерон Макинтош, к тому времени уже выпустивший знаменитых «Кошек». Масштабная революционная эпопея Гюго нашла адекватное воплощение в постановке режиссера Тревора Нанна: настоящие баррикады на сцене, мощная музыка и драматичные судьбы героев не оставляли равнодушными никого. Вскоре «Отверженные» были переведены на 20 языков, поставлены в 40 странах и стали самым долгоиграющим мюзиклом мира.
«Джекилл и Хайд»
Премьера: Хьюстон, 1990 год
Основа: повесть Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Где увидеть: Москва, Театр им. Моссовета / Санкт-Петербург, Театр музыкальной комедии 7-10 апреля
Новелла Стивенсона об ученом, страдавшем раздвоением личности, не раз становилась благодатным материалом для экранизаций и театральных постановок. Но молодой, родившийся в Гарлеме композитор Фрэнк Уайлдхорн справедливо решил, что в жанре мюзикла этот готический триллер будет выглядеть еще более выигрышно. И не прогадал: у спектакля, в котором герой и антигерой объединялись в одном романтическом образе, сразу появилась куча фанатов, называвших себя «джекки», а песни разлетелись по радио- и телепередачам. В частности, композицию «This is the moment» часто использовали для различных конкурсов и соревнований.
«Нотр-Дам де Пари»
Премьера: Париж, 1998 год
Основа: роман Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Где увидеть: Гастрольный тур мюзикла по городам Италии (Милан, Неаполь, Турин,Флоренция, Палермо, Рим, Верона) продлится до сентября. А 23 ноября в парижском Дворце Конгрессов стартует новое французское турне.
Во Франции жанр мюзикла долгое время не приживался – гордые французы не хотели потреблять английские и американские театральные продукты. Все изменилось, когда композитор Риккардо Коччианте и либреттист Люк Пламондон представили публике концепт-альбом нового мюзикла по роману Гюго. Мелодичные, полные истинно галльской грации композиции сразу взлетели на вершину хит-парадов, так что к моменту премьеры публика знала их наизусть. Шоу не укладывалось в форматы Бродвея и Уэст-Энда и больше походило на театрализованный концерт с участием звезд эстрады, но это не смущало многочисленных поклонников мюзикла. В Лондоне и на Бродвее история любви цыганки и горбуна не имела особого успеха, зато настоящее признание ждало её в России: лицензионная постановка в Театре оперетты шла два сезона и заработала 15 млн рублей.
«Ромео и Джульетта»
Премьера: Париж, 2001 год
Основа: Трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»
Где увидеть: Будапешт, Музыкальный театр оперетты – с 29 марта по 3 апреля
Повторить успех «Нотр-Дама» пытался французский композитор, поэт и певец Жерар Пресгурвик. Он пересказал пьесу Шекспира своими словами, положив её на музыку в эстрадном стиле. Режиссер и хореограф Реда оформил спектакль согласно новому французскому канону: массивные подвижные декорации, эффектная хореография и минусовая фонограмма. (Поскольку французские мюзиклы часто играются не в театрах, а на стадионах и в концертных залах, живой оркестр в них участвует редко.) В Париже мюзикл за два года посмотрели более миллиона зрителей, а вот в Англии, на родине Шекспира, эта легковесная адаптация продержалась всего 4 месяца. Самой удачной европейской постановкой считается оригинальная венгерская версия. В московском Театре оперетты мюзикл в 2004 – 2006 годах тоже играли в новой авторской редакции.
«Монте Кристо»
Премьера: Москва, 2008 год
Основа: роман Александра Дюма «Граф Монте Кристо»
Где увидеть: Московский Театр оперетты
Театр оперетты, набравшись опыта на прокате зарубежных мюзиклов, решил выпускать свои по тем же французским лекалам. Любовная история, сильные страсти, энергичный кордебалет, декорации трансформеры, роскошные костюмы и стадионная музыка – все это было в мюзикле «Монте Кристо». И хотя партитура Романа Игнатьева не могла соперничать в лиричности и мелодизме с музыкой Коччианте, а сюжет романа Дюма был ужат до краткого синопсиса, спектакль приобрел огромную армию поклонников и продержался целых четыре сезона. И даже теперь, когда французского графа в Театре оперетты сменил «Граф Орлов», мюзикл регулярно возвращается на сцену: в 2016 году его будут играть один уикенд в месяц.
«Норд-Ост»
Премьера: Москва, 2001 год
Основа: роман Вениамина Каверина «Два капитана»
Где увидеть: концертная версия, Новосибирская филармония, 27 марта
Другую модель выбрали для себя создатели первого российского мюзикла «Норд-Ост». Они ориентировались на «Отверженных», которых Алексей Иващенко и Георгий Васильев сначала хотели привезти в Москву. В «Двух капитанах», как и в романе Гюго, частные судьбы людей, дружба, любовь и предательство показаны на фоне исторических событий и катастроф, а эпический масштаб сочетается с лирикой и психологическим драматизмом. Партитура мюзикла была основана на мелодическим строе советских музыкальных фильмов, романсов и авторской песни, так что зрители тут же признали спектакль заморского жанра родным. Впервые в российской практике мюзикл шел в ежедневном режиме и за год был сыгран около 400 раз. Но его дальнейшую судьбу прервал теракт 23 октября, а новая гастрольная версия была фактически удушена властями.
«Алые паруса»
Премьера: Москва, 2010 год
Основа: новелла Александра Грина «Алые паруса»
Где увидеть: РАМТ
Более счастливая участь ожидала мюзикл Максима Дунаевского: «Алые паруса» стали самым популярным его произведением после музыки к «Трем мушкетерам». Либретто повести было значительно переделано Михаилом Бартеневым и Андреем Усачевым, в нем осталась только линия Ассоль, на долю которой выпадают многочисленные испытания. Пьеса вообще получилась более жесткой, чем романтическая сказка Грина. Но музыка Максима Дунаевского, щедрого на мелодичные и мгновенно ложащиеся на ухо хиты, искупала некоторую мрачность и однобокость сюжета. Первыми «Алые паруса» поставили в РАМТе, но это был скорее драматический спектакль с музыкальными номерами. Зато потом мюзикл разошелся по всей стране и играется в Екатеринбурге, Новосибирске, Перми и Омске. Самая оригинальная постановка в стиле стим-панка была создана компанией «Русский мюзикл» в 2013 году, но сейчас она, увы, нигде не идет.
«Владимирская площадь»
Премьера: Санкт-Петербург, 2003 год
Основа: роман Федора Достоевского «Униженные и оскорбленные»
Где увидеть: Пермь, Театр-Театр – 15 марта, 12 апреля
Композитор Александр Журбин одним из первых начал методично перекладывать классику на язык мюзикла. В его творческом портфеле есть произведения по Марку Твену и Теофилю Готье, Бабелю и Оруэллу, «Камере обскура» Набокова, «Доктору Живаго» Пастернака и даже «Мертвым душам» Гоголя. Одним из самых успешных и долгоиграющих оказался мюзикл по «Униженным и оскорбленным» Достоевского, поставленный сначала в петербургском Театре Ленсовета, потом в Перми у Бориса Мильграма и в Москве у Геннадия Чихачева.Диккенсовская по духу история, где сильные мира сего губят и унижают слабых, в спектакле обернулась эдакой оперой нищих – с масштабными декорациями зловещего, не парадного Петербурга, эффектными массовыми сценами и чисто русским надрывом.
В театрах Москвы и Петербурга можно увидеть еще немало мюзиклов по русской классике: «Дубровский», «Мастер и Маргарита» и даже «Онегин». Не все они, конечно, дотягивают до лучших образцов жанра. А из удачных новинок хочется отметить спектакль Алексея Франдетти «Рождество О'Генри», поставленный в филиале Театре Пушкина и также номинированный на «Золотую Маску». У нового для нас формата камерного мюзикла оказался только один недостаток – билеты в на этот спектакль достать невозможно...