Постановки, которые точно понравятся людям старшего поколения — и театралам, и тем, кто выбирается «в свет» раз в полгода.
Драма
Самый беспроигрышный вариант — «Рассказы Шукшина». Нежный и обаятельный спектакль Алвиса Херманиса по мотивам рассказов Василия Шукшина понравится и папам, и мамам, и дедушкам с бабушками. В русский колхоз играют звезды, успевая менять образы с космической скоростью. Евгений Миронов появляется то в несуразной кепочке, то с накладным животом. Чулпан Хаматова перевоплощается в медсестру-вамп, потом в безмозглую деваху, а в финале и вовсе в реку.
Если мама или бабушка любит сериалы, смело берите билеты на «Варшавскую мелодию» в Театре на Малой Бронной. Спектакль-хит поставлен по знаменитой «оттепельной» пьесе Леонида Зорина о вернувшемся с фронта молодом парне (Даниил Страхов) и студентке-певице из Польши (Юлия Пересильд). Еще одна безукоризненная мелодрама — «Двое на качелях» в постановке Галины Волчек. Трогательную историю внезапной любви между нью-йоркской танцовщицей и адвокатом из Невады на сцене «Современника» разыгрывают Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов.
Даже если в театр родители ходят редко, главных звезд они точно знают. И, конечно, оценят самый новый спектакль с участием Олега Табакова — грустный «Юбилей ювелира». Строгое философское высказывание о смерти, которую нужно уметь принимать достойно. Еще один гениальный актер — Константин Райкин. «Живьем» на него лучше всего смотреть в лучшем московском спектакле петербуржца Валерия Фокина «Вечер с Достоевским». Райкин в одиночку разыгрывает на сцене повесть «Записки из подполья». К слову, экзистенциальная битва человека с собственными грехами неизменно вызывает трепет даже у театралов со стажем. В «Ленкоме» берите билеты на «Аквитанскую львицу». Это бенефисная драма с мощным замесом из дворцовых интриг и страстями на разрыв аорты, главная героиня — легендарная интриганка Алиенора Аквитанская в мощном исполнении Инны Чуриковой. Еще одна сильная сторона постановки — эффектная сценография и костюмы. Сегодня увидеть на столичной сцене исторические аксессуары вроде мечей, кубков, платьев, украшенных драгоценными камнями, — большая редкость.
Совсем парадный вариант — «Евгений Онегин» в Театре им. Вахтангова, лучшая театральная версия знаменитой «энциклопедии русской жизни». Хотя отступления от текста в главном хите Римаса Туминаса все-таки есть: здесь двое Онегиных; холодого циника феноменально играет Виктор Добронравов, разочарованного жизнью и собой старика — Сергей Маковецкий. Спектакль очень красивый: только представьте гигантское зеркало вместо задника, взмывающих под колосники качели с девушками в белоснежных платьях, медленно засыпающий всю сцену целиком снег.
Комедия
Если ваши близкие просят позитива, обратите внимание на «Мастерскую Фоменко» и не пропустите хит «Волки и овцы». С этого блестящего озорного спектакля по Островскому началась история легендарного театра. В нем легко различимы фирменные достоинства: «легкое дыхание», поэтичность, музыкальность (какие в спектакле звучат романсы!) и, конечно, искрометный юмор. Еще один отличный вариант — «Сон в летнюю ночь». Шекспировскую сказку поместили в феноменальных декорациях: над сценой парит небольшой оркестр — музыканты в двухэтажных светящихся кринолинах.
Семейный выход в театр также будет в радость, если попасть в «Современник» на комедию «С наступающим!». По сюжету два бывших одноклассника (Сергей Гармаш и Игорь Скляр) случайно встречаются в новогоднюю ночь и по странному стечению обстоятельств проводят ее вместе, за столом — с разговорами за жизнь. Народные любимцы в постановке отрываются на все сто — смешно до слез.
Ну и настоящая мекка для всех поклонников комедии — Театр им. Пушкина. Требуются некоторые усилия, чтобы достать билеты на спектакли Евгения Писарева, но оно того стоит. Искренне рекомендуем «Таланты и покойники» — эдакая «Тутси» на новый лад: неуклюжий бедный художник Жан-Франсуа Милле (лучшая роль Сергея Лазарева) становится прелестной богачкой Дейзи. «Женитьба Фигаро» — роскошный костюмный спектакль про хитроватого Фигаро (и снова в главной роли Сергей Лазарев), сыгранный «слово в слово». Симпатичный и самый новый хит — «Семейка Краузе», веселая история про двух пожилых сестриц (одну из них играет Вера Алентова), ждущих любимого племянника к обеду.
Опера
Опера — жанр, требующий подготовки. Но на «Травиату» в Большом театре можно вести всех. Шедевр Верди в постановке американского режиссера Франчески Замбелло и ее команды бьет все рекорды популярности благодаря мощным декорациям, убедительной работе солистов и трогательному сюжету. Совсем серьезный вариант — эталон советского «большого стиля» спектакль «Борис Годунов». По части пышности он может поспорить с Оружейной палатой.
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко посмотрите солнечную «Итальянку в Алжире», комическую оперу Россини про прекрасную итальянку Изабеллу, попадающую в плен к бею Мустафе и благополучно из плена выбирающуюся. Или совсем новую, яркую «Манон». Действие оперы Массне о легкомысленной красотке и ее возлюбленном перенесено из XVIII века во Францию 60-х годов.
Балет
Самый главный балетный хит Москвы — «Дама с камелиями» в Большом театре с примой Светланой Захаровой в главной партии. Балерина перевоплощается в болезненно нервную куртизанку, которую угораздило влюбиться в юного поклонника. Заковыристая хореография Джона Ноймайера и накал эмоций производят впечатление даже на тех, кто с современной классикой не знаком.
Если балет в представлении родителей — это Баланчин и Петипа, отведите их на «Драгоценности». На сцене— все «первачи» труппы в сверкающих кристаллами Swarovski костюмах и малосодержательных, зато эффектных образах красавец и красавиц. «Героя нашего времени» в постановке Кирилла Серебренникова стоит увидеть хотя бы из любопытства: к примеру, вместо одного Печорина на сцене сразу трое.
В МАМТе настоящий хит — «Вечер балетов Джерома Роббинса».Три одноактных балета американского классика на музыку Шопена, что называется, из мирового «золотого фонда». «В ночи» — это три щемящих любовных дуэта под звездным небом. Стильные «Другие танцы» напоминают зрителю об импровизациях в балетном классе. «Концерт» — непритязательная комедия про балетный мир. Все три балета милы, нежны и очаровательны.
Современные прочтения
Если родные у вас продвинутые, рискните пригласить их на спектакли Константина Богомолова. Начать стоит с «Идеального мужа» в МХТ. Самая злая и самая радикальная постановка про сегодняшнюю Россию. Досталось всем: геям, коррумпированному правительству, эстраде, священникам, продажным женам, валютным шлюхам. Смешно будет четыре часа, а последний, пятый, — еще и страшно.
Второй обязательный пункт в программе любого уважающего себя театрала — спектакли Кирилла Серебренникова по классике, в которых от классики осталось немного — собственно, сюжет и имена героев. Взять хотя бы одну из последних премьер — сверхрадикальную версию некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». События происходят в сегодняшней России. «Обыкновенная история» по Гончарову, «Мертвые души» по Гоголю (все идут в «Гоголь-центре») — из той же серии.
Еще из необычного — «Сказки Пушкина» и «Гамлет-коллаж» в Театре наций. «Сказки» — спектакль американского мэтра Уилсона, похожий на альбом с ожившими иллюстрациями-гиперссылками. Декораций практически нет, только меняющий цвета задник. На его фоне — герои в ошеломляющих нарядах, созданных под влиянием Билибина и Врубеля, советского агитпропа и авангарда.В «Гамлете» канадского режиссера Робера Лепажа ощущение чуда вызывают прежде всего сложнейшие декорации: над сценой вращается куб, открытый с двух сторон. Его стенки с грохотом открываются и закрываются, главный герой спускается на «сцену» на тросах. Евгений Миронов поочередно перевоплощается в семь шекспировских персонажей: Гамлета, Гертруду, Горацио, Клавдия, Офелию, Призрака, Полония.
«Безопасный» вариант для тех, кто интересуется современным театром, но готов далеко не ко всему, — это спектакли Дмитрия Крымова на сцене театра «Школа драматического искусства». Один из самых лучших и самый новый — «Последнее свидание в Венеции» по мотивам романа Хэмингуэя «За рекой, в тени деревьев». Зритель наблюдает за последним свиданием умирающего полковника за пятьдесят (Александр Филиппенко) и его возлюбленной, 18-летней Ренатой. У печальной истории интереснейшая сценография. Чувства режиссер рассматривает под лупой в буквальном смысле: в окна кафе, в котором сидят герои, вставлены увеличительные стекла.