Большая часть наград «Золотой маски» ушла московским постановкам — их вы по-прежнему можете застать на сцене.
Балет
Безоговорочным победителем в номинации стал эффектный «Герой нашего времени». Одна из лучших премьер прошедшего сезона состоялась в Большом театре, который нечасто обзаводится новинками, поставленными «с нуля». Хореограф Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий и режиссер Кирилл Серебренников сотворили образцово-показательный зрительский балет. На сцене можно увидеть сразу трех Печориных, инвалидов-колясочников в роли солдат-жертв Кавказской войны, Беллу, работающую над фигурой у балетного станка... В общем, смотреть нескучно даже тем, кто выбирается в театр раз в пять лет.
В мужской и в женской номинации маски получили артисты петербургского Театра Бориса Эйфмана за страстный спектакль «Up & Down» по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна».
Мюзикл
Главная награда — за лучший спектакль — досталась спектаклю «Голливудская дива» (Санкт-Петербург), но в Москве осталась «Маска» за лучшую работу режиссера. Ее получил Алексей Франдетти, поставивший очаровательный камерный мюзикл «Рождество О'Генри» в Театре им. Пушкина. На ноты и па он разложил сентиментальные рассказы американского классика — «Дары волхвов» и «Последний лист». Голосистая Оксана Костецкая (Фея из мюзикла «Все о Золушке») завоевала первую награду для московского Театра мюзикла. Артист Дмитрий Ермак (Призрак в «Призраке Оперы») и дирижер Мариам Барская вывели в число победителей компанию «Стейдж Энтертеймент».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Танец
Победителем в номинации «Современный танец» стал балет «Москва» с его спектаклем «Кафе "Идиот"». Хореограф Александр Пепеляев, ветеран российского контемпорари, удачно соединил мотивы Достоевского, разные стили танца, фантазийную сценографию и костюмы (все артисты танцуют в красном) и изобретательный саундтрек.
Эксперимент
И эта «Маска» осталась в столице — ее получили изящные «Звуковые ландшафты» Школы драматического искусства. В спектакле пианиста и экспериментатора Петра Айду нет ни одного актера, зато есть театральные машины по созданию звуков ветра, капели или пушечной канонады, управляемые музыкантами прямо на сцене.
Опера
Лучшим спектаклем в опере названа постановка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Хованщина» — впечатляющий эпос в постановке Александра Тителя, о вечных страданиях русского народа и пропасти между ним и властью. Режиссерскую «Маску» взял еще один серьезный проект Тителя — опера «Медея». Международная звезда и всеобщая любимица Хибла Герзмава, выступившая в образе самой Медеи, предсказуемо обошла всех конкуренток в номинации «Лучшая женская роль в опере». Мужская «Маска» досталась театру «Новая опера»: Алексей Татаринцев удачно спел партию Ромео в крепком, но ничем другим не запоминающемся спектакле «Ромео и Джульетта» Гуно.
Драма
Лучшим драматическим спектаклем большой формы жюри признало виртуозный «Сон в летнюю ночь» «Мастерской Петра Фоменко». На сцене все, за что мы любим «фоменок»: шутки, смех, очарование и игривость. И, конечно, фантастические декорации (шутка ли — над артистами парят музыканты в двухэтажных светящихся кринолинах).
Приз за «малую форму» достался спектаклю «Школы драматического искусства» «О-й. Поздняя любовь». Работа кудесника Дмитрия Крымова основана на пьесе Островского, вывернутой наизнанку. Не трогая авторский текст и точно следуя сюжету, режиссер круто поменял стилистику. В его версии это щедро сдобренный черным юмором театральный комикс о людях-мутантах, неспособных любить без корысти. «Маска» за лучшую женскую роль досталась Марии Смольниковой, сыгравшей роль влюбленной старой девы в этом же спектакле.
Награды в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший актер» уехали в Питер. Андрей Могучий получил «Маску» за «Пьяных» в БДТ (спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева, «напоившего» своих героев и тем самым разрешившего дилемму — как заставить артиста произносить со сцены трюизмы, не выглядя при этом по-дурацки). Сергей Волков награжден за отлично сделанную роль Брехта в громком публицистическом спектакле Юрия Бутусова «Кабаре Брехт».