Единственный русский драматург, чьи ироничные пьесы охотно ставят по всему миру, больше не худрук театра «Практика». Теперь большую часть времени он будет жить и работать в Польше, в Россию приезжать «в гости». Мы решили вспомнить лучшие спектакли Вырыпаева, которые пока еще можно увидеть в столице.

«Сахар»

«Практика»
вс 26 — вт 28 июня

Под звуки кавер-версий популярных песен, от The Beatles до «Иванушек Int.», Вырыпаев нараспев произносит короткие тексты собственного авторства. Зарисовки сытой жизни жителей мегаполиса изредка «сдабриваются» матом. На больших видеоэкранах растворяется электронная радуга, взрываются электронные фейерверки и сыплет электронный дождик. Спектакль — тонкая стилистическая издевка над современными определениями счастливой жизни. Если внимательно слушать, выражение «полный сахар» звучит как «полное г…». В театре подтвердили, что с июля спектакль снимают с репертуара.

«Невыносимо долгие объятия»

«Практика»
вс 29, пн 30 мая, пт 17, сб 18, чт 23 июня

Текст уже ставили в немецком «Доучен Театре», однако Вырыпаева результат устроил только наполовину. В Москве он поставил собственную пьесу сам. Получился трагикомический спектакль о сегодняшних тридцатилетних без цели в жизни. Измены, аборты, наркотики, случайный секс, попытка суицида... В финале инопланетные существа объясняют им, что «только пройдя через ад, можно попасть в рай». Банальность это или откровение, снизошедшее на драматурга, а потом и на героев его пьесы, — решает зритель. По мощности слога и жестокости описаний спектакль напоминает знаменитый «Июль».

«Иллюзии»

«Практика»
вт 24 — чт 26 мая, ср 15 июня

Спектакль, похожий на философскую лекцию и пародийное шоу одновременно. На голой сцене установлена трибуна, с которой четверо актеров по очереди зачитают текст пьесы. Зритель, в свою очередь, пытается разобраться в драматических взаимоотношениях героев — двух пожилых пар: кто кого любил раньше, кто кого любит сейчас, у кого есть будущее, а у кого это будущее вероломно отобрали. Вырыпаев посмеивается не только над тем, как легко образуются любовные треугольники, но и над тем, что люди в принципе считают любовью. Декораций в спектакле нет. Костюмов тоже — актеры выходят в том, в чем пришли в театр.

Ufo

«Практика»
ср 29, чт 30 июня
 

На маленькую сцену с железным задником выходит сам Иван Вырыпаев, садится в кресло, берет в руки пачку исписанных листов и делает вид, что читает официальные документы — расшифровку интервью с людьми из разных стран, встретивших НЛО. Но ни о каких инопланетянах и космических кораблях речь не идет. Только о состоянии гармонии, света, внутренней свободы, всеобщей любви и космической благодати. Шел-шел человек — и узрел. Сидела домохозяйка — и поняла. Посыл странного и забавного действа: чтобы найти себя, НЛО и зеленые человечки необязательны. С июля спектакль снимают с репертуара.

«Иллюзии»

МХТ им. Чехова
пт 10 июня

И еще одни «Иллюзии» — душевный спектакль Виктора Рыжакова. Уюта и жизни в нем, честно сказать, больше, чем в «первоисточнике» в «Практике». Две пары супругов играют мэтры: Дмитрий Брусникин, Игорь Золотовицкий, Светлана Иванова-Сергеева, Янина Колесниченко. Современная кухня, запах пирогов... и неожиданные признания на десерт. Что герои на самом деле думают о своих браках, кого любят, о чем жалеют. В финале зрителям показывают видеофильм, в котором реальные москвичи отвечают на вопрос «Что такое любовь?».

«Пьяные»

МХТ им. Чехова
пт 20, сб 21 мая, пн 27, вт 28 июня

Спектакль по вырыпаевской пьесе о пьяных представителях среднего класса наделала шума в немецком Шаушпильхаусе. В России ее поставил Андрей Могучий в БДТ («Золотая маска» этого года уехала в Питер) и Виктор Рыжаков — в МХТ. Обиженных офисных работников, заболевших раком директоров кинофестивалей, случайных женихов и разлюбленных жен охотно изображают мхатовские зубры: Игорь Золотовицкий, Дмитрий Брусникин, Ирина Пегова, Виталий Кищенко. Будучи в крепком подпитии, их герои исповедуются друг другу и вместе ищут смысл жизни. На сцене, похожей на гигантскую шахматную доску, все выглядит до колик смешно. Хотя драматург в паре с режиссером явно предполагали «смех сквозь слезы»: мол, современные люди могут искать Бога в себе и других только после пары бутылок водки.

«Dreamworks»

МХТ им. Чехова
сб 28, вс 29 мая, вс 5, ср 29, чт 30 июня

Самый новый спектакль по вырыпаевской пьесе, о которой сам драматург говорит: «Это лучшее, что я написал». И снова речь идет о поисках смысла жизни и любви. Компания не бедных друзей-товарищей экспериментирует с наркотиками и размышляет о природе брака, ошибках молодости, дурацких мечтах и бессмысленной смерти. Все, о чем они говорят, вроде как необязательно и забавно (местами смешно до колик), но до боли узнаваемо. Филипп Янковский, Виталий Кищенко, Паулина Андреева и Ирина Пегова (обе артистки, как оказалось, отлично читают рэп)  любят своих героев, и зрительный зал это чувство поддерживает.  В спектакле сногсшибательная сценография и костюмы: цветы в человеческий рост, подвижные подиумы, электрический дождь. Словом, скучать точно не придется.

«Летние осы кусают нас даже в ноябре»

«Мастерская Петра Фоменко»
ср 18, чт 26 мая, чт 16 июня

Единственная вырыпаевская пьеса в сдержанном репертуаре «фоменок», не слишком балующих своим внимание новую драматургию. История, рассказанная тремя артистами (прекрасные Ксения Кутепова, Томас Моцкус и Алексей Колубков), — деликатного свойства. Героиня утверждает, что в отсутствии мужа у нее в гостях был некий Маркус. А друг семьи настаивает, что Маркус был с ним. У кого Маркус был в итоге, так и останется тайной. Зато обнаружится целый склад скелетов в шкафу. Финал случится неожиданно: друзья забудут, кто на чем настаивал, начнут обливать друг друга водой из кулера и весело хохотать. Изящнее, чем фоменки, о противоречивых человеческих отношениях еще никто не рассказывал.