Спектакли, в основе которых лежит поэзия, становится все больше. Мы решили написать о самых новых и заодно вспомнить лучшие.

«Пастернак. Сестра моя — жизнь»

«Гоголь-центр»

Первый из пяти анонсированных поэтических спектаклей «Гоголь-центра» (в рамках проекта «Звезда» пять режиссеров готовят пять спектаклей о судьбах пяти великих русских поэтов) поставил Максим Диденко. Адепт физического театра и авангардист в основном ратует за бессловесные спектакли, больше похожие на танцевальные абсурдистские шоу. Но стихи Пастернака в его новом детище звучат — их читает Вениамин Смехов, Светлана Брагарник и целая «бригада» молодежи театра. Главное удовольствие — сценография: на сцене выстроен мавзолей, внутри которого возведен иконостас из желтых цветов. Внутри расхаживает комичный Сталин-Гамлет в лавровом венце, бегают туда-сюда юноши в пугающе правдоподобных масках барана и кабана, демонстрируют безумные наряды девушки модельной внешности, выделывают какие-то причудливые па агенты НКВД. Словом, понятного мало. Зато эффектно!

«Наше»

«Практика»

Концептуальный стильный спектакль поставил экс-худрук театра Эдуард Бояков. Вместе с Алисой Гребенщиковой, Павлом Артемьевым, Юлией Волковой и Алиной Ненашевой он выходит на сцену и читает любимые стихи любимых поэтов. Коллективное признание в любви к Гумилеву, Ахматовой, Бродскому не выглядит скучно. К чтению Бояков добавил прелюбопытный вербатим. Каждый, кто выходит на сцену, рассказывает о личном. Гребенщикова, к примеру, об отце. Артемьев — о поп-тусовке. Декораций в спектакле нет. На сцене — выхолощенное белое пространство, деревянный помост и несколько электронных «дорожек» на потолке.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


«Прорубь»

Центр им. Всеволода Мейерхольда

Очень смешной и необычный спектакль в стихах. Тема — российское телевидение. Зрители смотрят не только на сцену, но и на телевизионные экраны. Но зеленом фоне хромокея два актера разыгрывают спецвыпуск новостной программы. Тема — крещенские праздники в Москве. Прорубь, Президент, Олигарх, волшебная Щука и... вечные влюбленные. Все ищут смысл жизни в России. В пьесе (кстати, ее авторы — талантливые Андрей Родионов и Екатерина Троепольская — в какой-то момент появляются на сцене) нашлось место и сатире, и лирике.

«Отравленная туника»

«Мастерская Петра Фоменко»

Со сцены звучит возвышенный гумилевский белый слог. «Фоменки» нарочито отстраненно читают пышные стихи о любви и придворных интригах, попутно застывая в статуарных позах или двигаясь на котурнах. Как они это делают — глаз не отвезти. Вы непременно будете сопереживать дочери византийского императора Юстиниана (Мадлен Джабраилова) и арабу (Кириллу Пирогову), изнывающим от преступной страсти. Отдельного упоминания стоят умопомрачительные костюмы сербской художницы Ангелину Атлагич — их копии и сегодня выставлены в мини-музее в главном фойе театра.

«Нет лет»

Театр на Таганке

«Нет лет» сделан по любимовской схеме и очень точно передает дух старой Таганки: здесь и хоровое начало, и площадная эстетика, и минималистские декорации. Стихотворения шестидесятника Евгения Евтушенко взяты за основу. Приятная неожиданность — никакой гражданской лирики. Перед публикой не Евтушенко-трибун, а Евтушенко-лирик. Читают знаменитые стихи («Любимая, спи», «Последняя попытка стать счастливым», «Со мною вот что происходит» и др.) двадцать актеров — в программке они названы «ветераны» и «не ветераны».

«Из пустоты...»

Театр Ермоловой

Поэзию первой волны эмиграции в спектакле Театра Ермоловой оформили в удивительно красивый и нежный спектакль. Восемь поэтов — восемь сценок-зарисовок. Бунина читает Владимир Андреев, Гиппиус — Светлана Головина, Георгия Иванова — Олег Меньшиков. Критики эту роль считают одной из последних больших удач последнего: здесь ни намека на привычную звездность и денди-амплуа. Меньшиков очень точно играет смертельно усталого человека, иронично и отстраненно смотрящего на жутковатую реальность вокруг («Стихи и звезды остаются. А остальное — все равно!»).