Рассказываем подробно о спектаклях, которые лучше не пропускать.
«Ивонна, принцесса Бургундская»
Театр наций
пн 10, вт 11 октября
Театр наций не изменяет традиции звать к себе ставить спектакли мэтров европейской режиссуры. На этот раз выбор пал на радикального поляка Гжегожа Яжину. Он представит свою версию драмы классика-абсурдиста Витольда Гомбровича. Традиционного прочтения истории про безумную королевскую семью ждать не стоит, в театре обещают «нечто среднее между комедией и психологическим триллером». Время действия — современность. В ролях звезды современного российского театра: Александра Феклистова, Агриппина Стеклова, Сергей Епишев. Образ Ивонны — один из самых сложных в мировой драматургии, героиня не произносит на протяжении всего действия ни слова — исполнит Дарья Урсуляк (многие помнят ее по недавнему сериалу «Тихий Дон»).
«Pixel/ Пиксель»
Национальный хореографический центр Кретей и Валь-де-Марн / Компания Käfig (Франция) на сцене «Геликон-оперы»
пн 10, вт 11 октября
Спектакль-фокус хип-хоп-хореографа Мурада Мерзуки и видеохудожников Клер Бардейн и Адриена Мондо. «Пиксель» создан в старейшем в искусстве жанре тромплей, который построен на принципе оптической иллюзии: в какой-то момент зритель перестает понимать, где реальность, а где «картинка». Эту грандиозную битву живого танцора с интерактивным изображением мы рекомендуем особо — ничего подобного в театре вы точно еще не видели.
«В гостях. Европа»
Компания Rimini Protokoll (Германия)
Дата и площадка станут известны позднее
Одна из самых известных театральных компаний мира Rimini Protokoll любит ставить зрителя в неловкое положение. В проекте «Remote Moscow» они приглашали зрителей побродить по московским кладбищам и парковкам, чтобы лучше узнать себя. В новом проекте декорациями к действию становится не улица, а... квартира. Вы придете в гости, где вам с хозяевами предстоит обсудить геополитику, проблему эмиграции и свою заработную плату. Кто хозяева? Московские жители, в том числе и члены арт-дирекции фестиваля: это может быть и Евгений Миронов, и Чулпан Хаматова, и Кирилл Серебренников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Крылья будней»
Театр наций
ср 12 октября
Грандиозный благотворительный концерт Чулпан Хаматовой и скрипача Гидона Кремера до сих пор видели только Рига и Лондон, Москва — третья в списке. Зрители услышат произведения Марины Цветаевой и одного из самых главных поэтов Латвии — Аспазии. Будет звучать музыка Дмитрия Шостаковича, Валентина Сильвестрова и Георгса Пелециса. Все собранные средства, собранные от продажи билетов на концерт, будут направлены в фонд «Подари жизнь».
«Язык птиц»
БДТ им. Г.А. Товстоногова на сцене Электротеатра «Станиславский»
чт 13, пт 14 октября
Гуманитарный проект от питерского БДТ и подопечных центра «Антон тут рядом» — весомое доказательство теории «театр лечит». Актеры и люди с особенностями развития выходят на сцену и фантазируют о смыслах, вложенных в древнюю суфийскую притчу о путешествии птиц в поисках своего царя. Как гласит пресс-релиз, вместе они ищут свой собственный «язык птиц» и себя в этом мире. Смотреть, скорее всего, будет нелегко. Но полезно.
«Процесс»
Театр «Красный факел» (Новосибирск) на сцене Театра наций
пт 14, сб 15 октября
Главное фестивальное блюдо — новый спектакль Тимофея Кулябина (все помнят историю с «Тангейзером»?). В прошлом году он взорвал театральный мир чеховскими «Тремя сестрами», сыгранными на языке глухонемых. В этом готовит постановку по Францу Кафке. Чем будет удивлять, не говорит. Но история банковского служащего Йозефа К., точно будет понята и показана им неожиданно. По слухам, «сверхновая» звезда театральной режиссуры не собирается муссировать в спектакле кафкианский абсурд и гротеск, а собирается искать логику. Логику. В Кафке.
«Мандельштам. Век-волкодав»
«Гоголь-центр»
сб 15, вс 16 октября
Премьера «Гоголь-центра» в рамках цикла «Звезда» (разные режиссеры ставят разные спектакли по мотивам произведений культовых поэтов). Как и в постановке Максима Диденко «Пастернак. Сестра моя — жизнь» — никакой биографии и, может быть, даже никаких слов. Режиссером спектакля выступает создатель легендарного «Дерева» (образцово-показательный пластический театр) Антон Адасинский. А он мэтр в деле перевода сокровенных смыслов на язык человеческого тела. В одной из ролей — впервые приглашенная в «Гоголь-центр» в качестве актрисы Чулпан Хаматова.
«Поле»
Театр Post (Санкт-Петербург) на сцене Театра наций
пн 17, вт 18 октября
Изобретательный спектакль петербургского театра Post, основанного Дмитрием Волкострелым, который давно и преданно любит драматургию «нодрамовца» Павла Пряжко. Если мыслить в категориях «нормального» театра, их новый совместный проект построен по сумасшедшим законам: 22 эпизода о собирающихся на дискотеку деревенских ребятах (этим сюжет и ограничивается) идут в порядке, выбранном генератором случайных чисел. Смыслы от «перемены мест слагаемых», разумеется, меняются.
«Сострадание. История одного оружия»
Театр «Шаубюне» (Германия) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
вт 18, ср 19 октября
Один из лучших театров Германии пытается рассказать истории самых свежих ран Европы. Ставит швейцарец Мило Рау, чей самый известный проект — «Московские процессы», реконструкция судов над Pussy Riot и кураторами выставок «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство». В основе нового и, по всей видимости, не менее опасного опуса — страшные истории беженцев, переправляющихся через Средиземное море в поисках убежища от войны в своих родных странах на Ближнем Востоке. Форма спектакля — двойной монолог (на сцене две актрисы), основанный на реальных интервью с реальными мигрантами.
«До и после»
Мастерская Дмитрия Брусникина на сцене Театра наций
ср 19, чт 20 октября
Масштабный мультижанровый проект популярной «Мастерской Дмитрия Брусникина». Молодые и резвые «брусникинцы» расскажут реальные истории подопечных благотворительного фонда «Артист» — пожилых актеров и работников театра. «Декорациями» будет работать инсталляция художника Ксении Перетухиной и документальный фильм Дениса Клеблеева.
«Повседневность. Простые действия»
Фестиваль «Территория» совместно с Московским музеем современного искусства
14 сентября — 22 октября
Самым нетерпеливым своим фанатам «Территория» приготовила сюрприз — очередной проект интеллектуала-минималиста Дмитрия Волкострелова, стартующий за месяц до официального открытия фестиваля. Режиссер помещает рутину повседневной жизни (мытье рук, завязывание шнурков и т. д.) в чистое пространство музея, и все действия зрителей-участников снимает на камеру. По его словам, так они становятся экспонатами и начинают «художественно осмысливать реальность». Не беремся объяснять, но интригу ценим.