Фестивальная гонка пока не началась, но московскую часть программы можно – и нужно – смотреть заранее, пока билеты еще есть в продаже.
«Плешивый Амур»
МТЮЗ
пт 17 февраля
Номинации: лучший драматический спектакль большой формы, лучшая работа режиссера (Генриетта Яновская), лучшая работа художника (Сергей Бархин)
Генриетта Яновская поставила малоизвестную пьесу советского драматурга Евгения Попова. Ее герои – несчастливые жильцы советской коммуналки (отсюда ностальгическая декорация). Их мечтам не суждено исполниться, любовям – сбыться. Актеры играют на разрыв аорты. Если вы сомневались в жизнеспособности русского психологического театра, вот вам прекрасный контрпример.
«Русский роман»
Театр им. Вл. Маяковского
чт 16, пт 24 февраля
Номинации: лучший драматический спектакль большой формы, лучшая работа режиссера (Миндаугас Карбаускис), лучшая женская роль (Евгения Симонова), лучшая женская роль второго плана (Татьяна Орлова), лучшая работа драматурга (Марюс Ивашкявичюс)
Четырехчасовая семейная сага для тех, кто любит неспешные и глубокомысленные постановки, объединила факты биографии Толстого и смыслообразующие сцены из его «Анны Карениной». Семейство Толстых показано уже в агонии: с непрекращающимися истериками жены гения Софьи Андреевны (феноменальная работа Евгении Симоновой), вспышками ее патологической ревности и нервными ссорами детей.
«Утиная охота»
Et cetera
вт 14 февраля
Номинации: лучший драматический спектакль большой формы, лучшая работа режиссера (Владимир Панков), лучшая мужская роль (Андрей Пахомов), лучшая работа художника (Максим Обрезков)
Мрачный спектакль о том, что русский интеллигент сегодня — это утопия. Инженер Зилов — спивающийся «новый Печорин»: его любят все, а он —никого. Его цинизм граничит с тупостью, а эгоизм — с подлостью. В спектакле «мистическая» сценография, главный предмет которой – красный гроб, который разве только не летает. По ходу действия в нем спит пьяный Зилов, на нем, как на подносе, выносят любовницу, потом используют как диван... Жутковатое впечатление усиливает саундтрек из бурятских песнопений, пародий на шансонные хиты и каверов песен Цоя.
«Кира Георгиевна»
Студия театрального искусства
вт 7, вт 28 февраля
Номинации: лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера (Сергей Женовач), лучшая женская роль (Мария Шашлова)
К героине-скульпторше, обласканной властями (а дело происходит в 1950-х) и боготворимой пожилым супругом, неожиданно приезжает первый муж Вадим, сосланный 20 лет назад в лагеря. Кроме него разбираться приходится еще и с молодым любовником. Идет душераздирающий спектакль в белом зале с деревянной кроватью, похожей на ринг. Вокруг нее сидят зрители и сами актеры — все, кроме Марии Шашловой в образе богемной Киры, размышляющей, «что же теперь делать». Красивый, нарочито неспешный театр для поклонников «психологических кружев».
«Магадан»
Театр «Около дома Станиславского»
сб 11 февраля
Номинации: лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссер (Юрий Погребничко), лучшая женская роль второго плана (Лилия Загорская)
Горький, на первый взгляд, спектакль формально рассказывает о Магадане времен ГУЛАГа, но фактически — о тщетном поиске смыслов в стране всепобеждающего «совка». Признанный мэтр абсурдистской эстетики Юрий Погребничко поставил этот опус с огромной любовью и нежностью по отношению к непутевым жителям непутевой страны. У спектакля прелюбопытный саундтрек: французский и советский лагерный шансон, Бутусов, Гребенщиков, Круг.
«Последнее свидание в Венеции»
«Школа драматического искусства»
ср 29, чт 30 марта
Номинации: лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера (Дмитрий Крымов), лучшая мужская роль (Александр Филиппенко), лучшая работа художника (Александр Боровский)
Эффектный спектакль по мотивам романа Хэмингуэя «За рекой, в тени деревьев». Зритель наблюдает за последним свиданием умирающего полковника (Александр Филиппенко) за пятьдесят и его возлюбленной, восемнадцатилетней Ренатой (Мария Смольникова), видит ее отчаянные попытки поговорить всерьез и его клоунскую браваду перед лицом смерти. У печальной истории заковыристая сценография. Тонкие чувства режиссер-кудесник Дмитрий Крымов рассматривает под лупой в буквальном смысле: в окна кафе, в котором сидят герои, вставлены увеличительные стекла.
«Саша, вынеси мусор»
Центр им. Вс. Мейерхольда
вт 22 февраля
Номинации: лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера (Виктор Рыжаков), лучшая работа драматурга (Наталья Ворожбит)
Всего пятьдесят минут нескладных, обрывочных разговоров «внутри семьи», между живыми и мертвыми: офицер украинской армии умер от сердечной недостаточности, но хочет воскреснуть, чтобы отправиться на войну. Его беременная жена и ее мать против: хоронить близкого человека так больно, что больше нет сил. После бьющего наотмашь спектакля о войне, которая всегда трагедия, ошеломленных зрителей угощают «поминальными» пирожками.
«На траве двора»
Театр им. Вл. Маяковского
вт 28 февраля
Номинации: лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера (Светлана Землякова)
Душевный спектакль на десять актеров, поставленный режиссером и педагогом Светланой Земляковой по рассказу Асара Эппеля. В основу сюжета легла личная жизнь москвичей 1950-х годов. Секреты успеха постановки: ностальгический флер, неиссякаемая ирония и здоровый эротизм.
«Не все коту масленица»
Театр им. Моссовета
вс 26 февраля
Номинации: лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера (Виктор Шамиров), лучшая мужская роль (Евгений Стеблов)
Искренний и очень азартный спектакль по пьесе Островского о богатом старичке (в блистательном исполнении Евгении Стеблова), который решил купить себе молодую жену. Но выбранная им бесприданница оказывается не из послушных. Тем, кому в театре не хватает оптимизма, идти, не раздумывая. Декораций минимум, а играют актеры на расстоянии вытянутой руки от зрителя.