Монологи из аквариума, глухонемые три сестры, бесстыжий Гамлет и другие смелые эксперименты со всей России — на сценах Москвы. О важных столичных номинантах читайте здесь

«По ту сторону занавеса»

Александринский театр (Санкт-Петербург) на сцене МХТ им. А. П. Чехова
чт 23, пт 24 марта

Номинации: лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера (Андрий Жолдак), лучшая мужская роль (Игорь Волков), лучшая работа художника(Андрий Жолдак/Даниэль Жолдак), лучшая работа художника по свету (Андрий Жолдак)

«Три сестры» в будущем, если точнее — в 4015-м году. Автор шокирующей футуристической версии чеховской пьесы — радикальный украинец Андрий Жолдак. Маша, Ирина и Ольга переживают реинкарнацию в ходе научного эксперимента. Говорят героини знакомыми со школьной скамьи фразами, которые воспринимаются совсем по-новому. Те, кто видел, сравнивают спектакль с лучшими фильмами Триера и Тарковского, не забыв упомянуть тягостную атмосферу ужаса и меланхолии.

«Ворон»

Александринский театр (Санкт-Петербург) на сцене МХТ им. А. П. Чехова
вс 26 марта

Номинации: лучший спектакль большой формы, лучшая работа режиссера (Николай Рощин), лучшая женская роль второго плана (Елена Немзер), лучшая работа художника (Николай Рощин)

Мрачная сказка Карло Гоцци в еще более мрачной версии главного режиссера Александринки Николая Рощина. История двух обреченных на гибель королей-братьев здесь рассказана как история схватки с судьбой. Все без исключения герои одеты в носатые маски и веревочные парики, жестокие подробности «роковых обстоятельств» показаны с пугающей достоверностью. Временами кажется, что смотришь не спектакль, а кровавый ритуал. Впрочем, закачивается он внезапным и оттого несколько трагикомичным хэппи-эндом.

«Гроза»

БДТ им. Г. А. Товстоногова (Санкт-Петербург) на сцене Малого театра
сб 1, вс 2 апреля

Номинации: лучший спектакль большой формы, лучшая работа режиссера (Андрей Могучий), лучшая женская роль второго плана (Мария Лаврова), лучшая мужская роль второго плана (Анатолий Петров), лучшая работа художника (Вера Мартынов), лучшая работа художника по костюмам (Светлана Грибанова)

Постановщик хрестоматийной пьесы про «луч свет в темном царстве» Андрей Могучий — основатель петербургского «Формального театра», радикал и новатор. Отсюда сумасшедший визуальный ряд (царство Кабанихи — это гигантская палехская шкатулка, обитатели которой все как один одеты в черное). И главная придумка — герои Островского здесь не произносят текст, они поют частушки и... читают рэп (автор — современный композитор Александр Маноцков). Для пущего эффекта сцену то и дело освещают вспышки молний. Эффектнее про страшный русский мир еще никто не ставил.

«Гамлет»

МДТ — Театр Европы (Санкт-Петербург) на сцене «Мастерской Петра Фоменко»
ср 5 — пт 7 апреля

Номинации: лучший спектакль большой формы, лучшая работа режиссера (Лев Додин), лучшая женская роль (Ксения Раппопорт), лучшая мужская роль (Данила Козловский), лучшая мужская роль второго плана (Сергей Курышев)

Хедлайнер фестиваля и главный претендент на «Маску». «Гамлет» Льва Додина известный шекспировед Алексей Бартошевич уже назвал эпохальным событием в истории русской театральной мысли. Шекпировская трагедия превращена в остроактуальную пьесу, датское королевство — в свалку на кладбище, Гамлет — в циничного мстителя без стыда и совести. Нет рефлексиям и романтическому флеру! Всё жестко, зло, страшно. Актерский состав — сильнейшее додинское трио: Козловский, Раппопорт, Боярская.

«Чайка. Эскиз»

Театр им. Ф. Волкова (Ярославль) на сцене Театра им. Вл. Маяковского
вт 11 апреля

Номинации: лучший спектакль большой формы, лучшая работа режиссера (Евгений Марчелли), лучшая женская роль (Анастасия Светлова), лучшая работа художника (Игорь Капитанов), лучшая работа художника по свету (Дмирий Зименков)

Жесткая драма, временами напоминающая черную комедию, новый Чехов — по версии режиссера Евгения Марчелли, пропагандирующего эффектный и неожиданный театр «под дых». Чеховская интеллигенция показана как кучка эгоистов, готовых на что угодно ради успеха. Чайка — хищной мерзкой птицей. Из совсем непредсказуемого: в спектакль включены цирковые «номера» вроде настоящего белого коня, нарезающего круги по сцене-планшету, и сцены с аквариумом, в который заберется Нина — читать свой знаменитый монолог о мировой душе.

«Три сестры»

«Красный факел» (Новосибирск) на сцене Центра Вс. Мейерхольда
вс 16
— вт 18 апреля

Номинации: лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера (Тимофей Кулябин), лучшая женская роль (Линда Ахметзянова), лучшая мужская роль второго плана (Константин Телегин), лучшая работа художника (Олег Головко)

Еще один радикальный эксперимент — спектакль, поставленный Тимофеем Кулябиным (тем самым, чей «Тангейзер» запретили в Новосибирске). Театральными критиками он признан «спектаклем 2015 года», а на Венском фестивале постановка произвела эффект разорвавшейся бомбы. «Три сестры» играются на языке глухонемых. Невероятно, но смотрятся они при этом и убедительно, и актуально. Кстати, во всем остальном спектакль вполне классический — с аутентичными декорациями и элегантными нарядами начала века.