Белогвардейцы, отступающие из Крыма под хиты Майкла Джексона, денежный дождь, футболки с Путиным и Воланд в образе вождя народов... Чего только не увидишь в постановках по произведениям Булгакова на московской сцене! Рассказываем о самых важных и необычных.

«Мастер и Маргарита»

«Студия театрального искусства»

Что Самая новая постановка великого романа. Адепт традиционного психологического театра Сергей Женовач не стал просто иллюстрировать текст, а придумал собственную версию романа, превратив всех героев в пациентов клиники Стравинского.

Зачем идти Ради визуальных находок и фокусов (к работе был привлечен иллюзионист Артем Щукин). Здесь вам и оторванные головы, и полуобнаженные женщины, и денежный дождь... Еще один безусловный плюс — феноменальная игра Алексея Верткова. Лучший Воланд из всех, что вы видели, — гарантируем!

«Зойкина квартира»

МХТ им. А. П. Чехова
Что Трагифарс Булгакова про нэпманшу Зойку, устроившую притон в собственной квартире, чтобы поднакопить денег и выбраться из совка, режиссер Кирилл Серебренников перенес в реалии современной Москвы.

Зачем идти Увидеть образцово-показательный политический театр. Здесь досталось и правящей партии, и оппозиции, и «вшивой интеллигенции». А еще ради фирменных серебренниковских хулиганств, вроде футболки с изображением Путина на аферисте Аметистове или двуглавого гуся, подаренного всесильному владельцу траста. Скучно не будет точно!

«Записки покойника»

«Студия театрального искусства»

Что Блистательный коктейль из «Театрального романа», «Дней Турбиных», «Белой гвардии» и записей репетиций Станиславского. В центре сюжета — начинающий писатель Максудов, мечтающий, чтобы его книгу поставили в театре.

Зачем идти Ради хлесткой булгаковской сатиры на мир театра. Ради игры Ивана Янковского, убедительного в образе рефлексирующего молодого героя (после этой роли Ивана стали приглашать в кино). Ради уморительно смешного финала (какого именно, лучше увидеть самому).

«Бег»

Театр им. Евг. Вахтангова
Что Радикальная интерпретация истории про бегство белых из Крыма, в которой все происходящее на сцене — сны о Гражданской войне.

Зачем идти Ради непредсказуемого видения Юрия Бутусова, самого обсуждаемого сегодня режиссера двух столиц. Его «Бег» — соединение грубого фарса, тончайшей лирики, неожиданных аттракционов и брутального саундтрека (в спектакле звучат хиты Майкла Джексона, Pink Floyd, групп «АукцЫон», «Океан Ельзи»). Если не боитесь смелых экспериментов на сцене — стоит увидеть хотя бы раз.

«Мастер и Маргарита»

МХТ им. А. П. Чехова
Что Место действия великого романа перенесено режиссером Яношем Сасом в московское метро. Остальное строго по тексту.

Зачем идти Ради эффектной сценографии и блестящей игры Анатолия Белого (Мастер). Он играет «последнего русского интеллигента» с невероятным самоотречением. Бонус — Дмитрий Назаров (заносчивый Виктор Баринов из сериала «Кухня») в неожиданно комичном образе Воланда.

«Мастер и Маргарита»

Театр на Таганке

Что Никем не превзойденная версия романа от Юрия Любимова, поставившего «Мастера и Маргариту» в 1977 году.

Зачем идти Убедиться, что спектакль-легенда не нафталин. Своими глазами увидеть передвигающийся занавес и гигантский маятник, на котором летает кот Бегемот. Оценить новое поколение: вместо легендарных Вениамина Смехова, Ивана Дыховичного, Зинаиды Славиной и Нины Шацкой на сцене молодые актеры.

«Мастер и Маргарита»

Театр Романа Виктюка

Что Спорная, но любопытная версия, в которой добрая половина материала книги отсутствует. Спектакль — посвящение борцам с советской властью.

Зачем идти Ради режиссерской концепции: Воланд разгуливает в черной кожанке и говорит с грузинским акцентом, Великий бал у Сатаны становится шабашем советских вождей — Сталин и Ленин танцуют страстные танцы убедительнее, чем Мастер с Маргаритой.

«Театральный роман»

«Мастерская Петра Фоменко»
Что Трагикомичная постановка любимого ученика Петра Фоменко — Кирилла Пирогова. Никаких экспериментов, все сделано с пиететом к автору.

Зачем идти Ради игры фоменок-основоположников. В роли писателя Максудова, безнадежно влюбленного в театр, — сам Пирогов. Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и другие создают блестящие шаржи на отцов Московского Художественного театра (Булгаков в своем романе вывел именно их). Сцена, в которой появляется Станиславский, отдельное и ни с чем не сравнимое театральное удовольствие.