Что сейчас происходит в театральном мире и почему это важно.
Тренд 1: театр для удовольствия
Все больше театров предпочитают развлекать зрителя, а не заставлять думать и сопереживать. Возродился жанр «физический театр», и как следствие случился бум на спектакли Максима Диденко (один из самых востребованных молодых режиссеров, ратующих за соединение танца, кукольного и мим-театра, театра масок, водевиля и цирковых номеров). Ни к чему не обязывающие яркие музыкальные шоу теперь ставят не только «Стейдж Энтертеймент» и Театр мюзикла, но и драматические гиганты вроде МХТ им. Чехова. Стало заметно больше танцевальных и музыкальных спектаклей. Развлекательных моментов отныне не чужды даже самые консервативные театры — в премьере Сергея Женовача «Мастер и Маргарита», например, сцены в Варьете придуманы и поставлены при участии иллюзиониста: фокусы свита Воланда показывает самые настоящие. А в спектакле Евгения Марчелли «ГрозаГроза» по Островскому саундтреком выбран хит группы «Ленинград»: герои дружно распевают «Рыбу моей мечты». «Фоменки» же ставят авантюрные романы про приключения.
Что смотреть «Чапаев и пустота» в «Практике», «Цирк» в Театре наций, мюзикл «Гордость и предубеждение» в МХТ им. А.П.Чехова, «Катерина Ильвовна» в «Табакерке», «Месяц в деревне» Театра им. Моссовета, «Капитан Фракасс» в «Мастерской Петра Фоменко».
Тренд 2: новые форматы
Все больше театров делают спектакли вне конкретного жанра или жанров. Шоу может объединять элементы экскурсии, компьютерной игры и квеста, погружать зрителя в особенную среду (разворачиваясь в заброшенном доме или прямо на улицах города) или даже привлекать его к участию в действии. Иммерсивные постановки, спектакли-перформансы и спектакли-променады – отныне наше всё.
Примеры Remote Moscow (немецкая компания Rimini Protokoll), «Вернувшиеся», «Черный русский», «Твоя игра».
Тренд 3: навороченная сценография и новые технологии
По визуальной части арт-эксперименты на театральных сценах достигли уровня голливудских блокбастеров: самые навороченные визуальные спецэффекты, неожиданная, иногда полностью компьютерная сценография, роскошные костюмы. С одной стороны, радостно, что технологии отныне не проблема для русского театра, с другой — все чаще «картинка» побеждает смыслы.
Что смотреть «Аудиенция», «Цирк» в Театре наций, «Дракон» в МХТ им.А.П. Чехова, «Царь Эдип» в Театре им. Евг. Вахтангова, «ГрозаГроза», «Амфитрион» в Мастерской Петра Фоменко, «Тартюф» в Электротеатре.
Тренд 4: меньше политики
Политический театр если не канул в лету, то заметно ослаб. Режиссеры больше не «воюют» с государством, в лучшем случае предпочитая намекать на современные реалии. Даже захаровский «День опричника» в Ленкоме к финалу превращается в мелодраму. А бутусовские «Барабаны в ночи» по Брехту не столько обличают политиков, сколько рассказывают о том, как в ней выжить простому человеку. Печальная тенденция коснулась даже такой одиозной фигуры русского театра, как Константин Богомолова. Его премьеры говорят о политике вскользь, а суперхиты сезона («350 Сентрал-Парк Вест» и «Мужья и жены» по Вуди Аллену) не говорят вовсе. Кирилл Серебренников поставил оперу-блокбастер «Чаадский» в «Геликон-опере», основываясь на грибоедовском «Горе от ума», но политическим его месседж (гламурная жизнь сегодняшних богатых и знаменитых оплачена кровью и потом простого народа) тоже не назовешь.
Что смотреть «День опричника» в Ленкоме, «Барабаны в ночи» в Театре им. А.С. Пушкина, «Дракон» в МХТ им. А.П. Чехова, «Чаадский» в Геликон-опере, «Ревизор. Версия» в Et cetera.
Тренд 5: меньше «дорогих гостей»
Количество постановок, поставленных в московских театрах режиссерами-знаменитостями, снизилось в разы. Крупные фестивали, афиши которых раньше пестрили именами мэтров уровня Роббера Лепажа, Хайнера Геббельса, Ромео Кастеллуччи и Джеймса Тьере, теперь идут раз в два сезона (как Чеховский) или не претендуют не прежний масштаб (как «Сезон Станиславского»). Да и московские репертуарные театры все реже обращаются к мэтрам-иностранцам – в этом сезоне даже Театр наций (главный поставщик спектаклей в режиссуре мировых гениев) заказал новые постановки не иностранным, а российским режиссерам-знаменитостям – Тимофею Кулябину («Иванов») и Глебу Панфилову («Аудиенция»).
Что смотреть «Ивонна, принцесса Бургундская» Гжегожа Яжины в Театре наций; «Мнимый больной» Сильвиу Пуркарете в Театре им. Евг. Вахтангова.