Сегодня завершаются московские гастроли Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова (БДТ).
На 10 дней, с 19 по 29 января, в рамках фестиваля «Золотая Маска», главная труппа Петербурга привезла в Москву лучшие спектакли. Гастроли приурочены сразу к трем поводам — 100-летнему юбилею БДТ, 25-летию национальной премии «Золотая Маска» и объявленному в России Году театра.
Редакция «Вашего досуга» задалась вопросами — что же эти гастроли москвичам показали? И как быть, если вы все пропустили? Конечно, «Сапсан» никто не отменял. Но далеко не все могут позволить себе поездку в другой город за спектаклем. Да и подгадать даты так, чтобы спектакли стояли так же плотно, как в гастрольной афише, — редкая удача. Поэтому мы предложим вам московские аналоги каждого гастрольного спектакля.
1. БДТ показал, что современный спектакль может быть ортодоксальным и пугающим
Гастроли открылись спектаклем «Гроза» в постановке художественного руководителя БДТ Андрея Могучего. Композитором выступил Александр Маноцков, художником — Вера Мартынов. Отсюда и мрачные мизансцены, и стильные декорации, и чарующие старославянские музыкальные гармонии. Канонический текст Островского зазвучал на всех известных наречиях и говорах. Бас-барабан ритмично отбивал гром, на сцене сверкали молнии, пока исполнители атаковали зрителей прямой аутентичной актерской подачей из времен Островского, когда о школе Станиславского еще не было и речи.
Где увидеть похожее в Москве?
К сожалению, полного аналога этому спектаклю в столице нет. Но редкий жанр театрального хоррор-триллера вы найдете в МХТ им. А.П. Чехова — «Человек-Подушка» Кирилла Серебренникова. Там же и феноменальный саунд от известного академического композитора Сергея Невского. А вот филологические игры и интересная работа с языковой тканью ожидает вас на спектаклях Юрия Квятковского «Сван» и «Зарница» в Центре им. Вс. Мейерхольда. И, наконец, если вы просто хотите по-новому взглянуть на текст Островского, то лучшего средства, чем «ГрозаГроза» режиссера Евгения Марчелли в Театре Наций, вам вряд ли удастся в Москве найти.
2. БДТ показал, что современных драматургов можно ставить так, словно они — классики
Вторым спектаклем в рамках гастролей стали «Пьяные» в постановке того же Могучего по пьесе Ивана Вырыпаева. Судьба у пьесы счастливая — ей очень везет на постановки. В Перми Марат Гацалов и Сергей Невский зрелищно кружили «Пьяных» на сценических поворотных кругах. В МХТ им. Чехова Виктор Рыжаков представил «Пьяных» в монохромной эстетике, близкой Роберту Уилсону. И, наконец, Могучий просто наклонил сцену, чтобы даже абсолютно трезвый человек не мог по ней перемещаться не пошатываясь. В свою очередь с современным текстом режиссер обращается так, словно ставит Шекспировского «Гамлета» или «Макбета».
Где увидеть похожее в Москве?
Наглядным примером того, как режиссер берет современный текст и инсценирует его как классический фолиант, является «Человек из рыбы» режиссера Юрия Бутусова по весьма неоднозначной пьесе Аси Волошиной в МХТ им. А. П. Чехова. Найдется в Москве и конвенциональный и старомодный с точки зрения режиссуры спектакль по Вырыпаеву — «Солнечная линия» в ЦИМе с Андреем Бурковским и Юлией Пересильд в главных ролях.
3. БДТ показал, что сложные революционные вопросы могут пугать не только содержанием, но и визуальной красотой
Еще один хорррор-спектакль от Андрея Могучего — «Губернатор» — преподносит рассказ Леонида Андреева в мрачном, готическом сеттинге психологического триллера. По сцене беззаботно кружат юные гимназистки со скакалками, на контрасте развеваются кровавые знамена и лежат горы трупов, а главным героем становится отнюдь не губернатор, а его совесть. Она и совершает финальное убийство.
Где увидеть похожее в Москве?
Страшные революционные события, переданные метафоричными яркими образами, встретят вас на спектакле «Конармия» режиссера Максима Диденко в ЦИМе. А увидеть, как историческая эпоха перемалывает человеческие судьбы, вы можете в не менее мрачном спектакле «Тартюф» Филиппа Григорьяна в Электротеатре Станиславский, где героями мольеровского сюжета становятся семья Николая II и Григорий Распутин.
4. БДТ показал, что Богомолов стал консерватором
Одним из самых ожидаемых гастрольных событий стал показ премьерной «Славы» Константина Богомолова. Режиссер откуда-то из под обломков советского «светлого будущего» раскопал поэтический текст малоизвестного поэта Виктора Гусева и вынес его на свет дня. Текст оказался невероятно актуальным. Режиссер же здесь больше не заигрывает с эпатажем — со сцены не доносятся поп-хиты 90-х, на экранах не возникают матерные субтитры. Получилась большая и чистая, как слеза советского пионера, работа. Мастерская режиссура, где по 10 минут на сцене вроде ничего не происходит, но происходит очень многое.
Также, благодаря маленькой опечатке в программке, Москва с удивлением обнаружила метаморфозу со сменой режиссером пола. Забавный нюанс тут скорее в том, что нашлись ожидавшие эпатажа зрители, которые убеждены, что режиссер сознательно обозначил себя Константиной Богомоловой, и за этим кроется глубокий подтекст и художественный жест.
Где увидеть похожее в Москве?
Консервативного Богомолова (правда не в столь концентрированном и совершенном виде) можно найти все в том же МХТ им. А.П. Чехова. Например, в почти водевильных «Мужьях и женах» или строгих в следовании тексту «Трех сестрах».
5. БДТ показал, что некоторые спектакли лучше с родной площадки не вывозить
Главным событием гастролей стали показы спектакля «Алиса» в постановке Могучего. Спектакля, который на протяжении многих лет может признаваться лучшим спектаклем России.
Как-то утром Алиса Фрейндлих заходит в лифт. А он вдруг слишком долго едет вниз, проваливается в черную дыру и застревает. Выйдя из него, Алиса Бруновна обнаруживает себя в своей квартире, где вся мебель укрыта белыми полотнищами ткани. Здесь она начинает встречать всех давно умерших знакомых из блокадного и трудного детства. Знакомые постарели «из вежливости» к возрастной героине, поэтому Алиса не сразу их узнает. Она все забыла. Память вытеснила детские травмы. В непонятной стране чудес все воспоминания о реальных людях смешиваются с кэролловскими персонажами — от кролика до Королевы, в фигуре которой кроется мама Алисы. Это трагичный, трогательный, очень смешной и очень страшный спектакль. Актриса одновременно предстает и в роли камео, и в роли книжной героини. Сложно сказать, то ли злополучный лифт и правда переносит ее обратно в детство, то ли он забирает ее жизнь, самые яркие моменты которой проносятся перед ее глазами в фантасмагоричном калейдоскопе.
Неудивительно, что именно этот спектакль вызвал самый высокий ажиотаж. И по иронии именно ему гастроли пошли во вред. Дело в том, что в Петербурге «Алиса» проходит не на главной сцене БДТ на набережной Фонтанки, а в отдаленном Каменноостровском театре. В свою очередь Каменноостровский театр —единственный сохранившийся в Петербурге памятник деревянного зодчества эпохи классицизма. Он почти полностью сделан из дерева. Голоса и звуки из метафизического прошлого героини резонируют и поглощаются в древесине. Действие спектакля происходит в зрительном зале. Там органична и падающая величественная люстра, и царская ложа с родителями Алисы, и внушительные ложи бельэтажа и бенуара. Для того, кто посвятил свою жизнь театру, это и есть квартира. В первом действии зрители сидят прямо на сцене и смотрят в зал. А во втором их перемещают в зал, прямо в декорации, где они становятся участниками спектакля.
Разумеется, зал Каменноостровского театра перевезти в Москву невозможно. Поэтому в некоем ангароподобном медиа-доме возвели металлический каркас, понавешали на него простыней и полотнищ, водрузили все ту же люстру, и все это стало выглядеть мусором во время ремонтных работ. Ощущение разрухи и деконструкции важно для спектакля. Но когда за ним стоит реальное историческое наследие, а не временные стальные прутья. Само здание театра для спектакля являлось не только интерактивной декорацией, но и действующим лицом. Так, на гастролях легендарный спектакль потерял половину своего величия. Но, надо признать, что другая половина — Алиса Бруновна и ведущие артисты труппы БДТ — компенсирует все условности. Слезы на глазах проступают уже к концу первого действия, нервно прикусываются губы к финалу, и ни один другой спектакль гастролей по силе эмоционального воздействия с «Алисой» сравниться не может.
Где увидеть похожее в Москве?
Казалось бы, у подобного спектакля просто не может быть аналогов. Но на удивление он без труда находится — «Ахматова. Поэма без героя» Кирилла Серебренникова в Гоголь-центре. В главной роли также великая и возрастная актриса Алла Демидова. Она также начинает с камео, рассказывая о своем личном знакомстве с Анной Ахматовой. А затем начинает отражаться в череде ахматовских зеркал и становится то самой поэтессой, то героиней ее поэзии, то вновь собой, к финалу полностью в этих зеркалах растворяясь. Так поэма оказывается во всех смыслах без героя.