Самые знаковые имена мирового театра — Робер Лепаж, Ромео Кастеллуччи, Роберт Уилсон, Томас Остермайер, Питер Штайн… За их спектаклями совсем необязательно ехать в Европу или Америку. Рассказываем, где в Москве увидеть спектакли лидеров театрального искусства.

«Человеческое использование человеческих существ»

«Электротеатр Станиславский». Перейти на страницу спектакля

Ромео Кастеллуччи — главный итальянский авангардист, обожающий шокировать публику своими спектаклями-перформансами. Основная тема его московского спектакля — приятие и неприятие смерти. Сюжет — воображаемый диалог Христа с воскресшим Лазарем. В течение действия этот диалог повторяется пять раз. Каждый раз — на новом уровне универсального искусственного языка Дженералиссимо. Все второстепенные персонажи ходят в противогазах, периодически вращают гигантское колесо и переставляют муляжи лошадиных ног. Разрекламированный и присутствующий в спектакле запах аммиака Кастеллуччи объяснил тем, что человеческая плоть тленна, а Лазарь пролежал в гробу три дня.

Будьте готовы — во время действия вы будете либо стоять, либо сидеть прямо на полу. 

«Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой»

«Электротеатр Станиславский». Перейти на страницу спектакля

Спектакль про науку от знаменитого немецкого композитора-радикала Хайнера Гёббельса — это полифония из текстов (отрывки из научных работ ученых-философов Макса Блэка, Людвига Витгенштейна, Георга Лихтенберга, Поля Валери), звуков (актер дотрагивается до разных предметов, а шумы и шорохи от его прикосновений продолжают звучать в динамиках) и действий (фейерверки, звук пианино и т. д.). Лязг сложных аппаратов согласован со вспышками огня, непонятный шорох — с интимными и горькими откровениями вроде «Я — ошибка мироздания».

Во время действия чувствуется запах серы. Об этом в театре предупреждают заранее — он может вызвать аллергическую реакцию.

«Фрекен Жюли»

«Театр наций». Перейти на страницу спектакля

Томас Остермайер — немецкий режиссер, славу которому принесли остросоциальные спектакли-интерпретации классики. В Москве можно попасть на его «Фрекен Жюли» по пьесе Стриндберга. Про аристократку, отдавшуюся лакею. Старомодный сюжет перенесен в московские реалии — дочь олигарха спит с водителем отца и мучается от безделья и одиночества. Разыгрывает это все два талантливых актера: Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Роль «третьей лишней» кухарки досталась Юлии Пересильд. Сценография немецкого качества (Остермайер привез в Москву свою команду) добавляет спектаклю остроты и трагизма. Все два часа на сцену падает бутофорский снег, за плотной чернотой задника грохочет клубная музыка, перед зрителем блестит начищенный кафель кухни в стиле хайтек.

Всем, кто ценит в театре злободневный контекст и не боится вида крови на сцене, смотреть обязательно.

«Мера за меру»

Театр им. А.С. Пушкина. Перейти на страницу спектакля

Англичанина Деклана Доннеллана критики считают консерватором. Любому эпатажу и обличениям он предпочитает мягкий юмор и неожиданность театральных метафор. В основном Доннеллан ставит Шекспира и русскую классику — завсегдатаи Чеховского фестиваля видели и его «Бурю», «Трех сестер» другие работы. Однако возможность оценить театр Доннеллана можно, увидев его «Мера за меру» в постоянном реперутаре Театра им. Пушкина. Страшно запутанную пьесу Шекспира режиссер превратил в короткий рассказ о том, что такое хорошо, а что такое плохо в условно-российском королевстве. В том, что речь идет о России, нетрудно догадаться: примет Англии никаких, декорации минималистичны, центральный образ — толпа в смятении и страхе перед переменами.

Кстати, совсем скоро Доннеллан покажет в Театре им. Пушкина еще один свой спектакль — «Рыцарь пламенеющего пестика». Про него ничего пока неизвестно, кроме того, что звездные актеры-любимцы Доннеллана на месте (Агриппина Стеклова, Александр Феклистов и другие).

«Гамлет-коллаж»

«Театр наций». Перейти на страницу спектакля

Сенсация от канадского гения Робера Лепажа. Этот режиссер считается звездой планетарного масштаба, человеком, который смог соединить искусство театра и цирка в одно целое и превратить свою труппу Ex Machina в самый технологичный театр современности. В Москве Лепаж согласился работать только благодаря Евгению Миронову. Худрук «Театра наций» появляется в спектакле в роли Гамлета и всех остальных героев тоже. Однако какой бы невероятной ни казалась способность актера перевоплощаться сразу в девять шекспировских персонажей, ощущение чуда вызывают, прежде всего, сложнейшие декорации. Над сценой вращается куб, открытый с двух сторон. Ничтожно маленькое пространство, в котором в течение 135 минут Миронов разыгрывает трагедию Шекспира в одиночку. Стенки куба с грохотом открываются и закрываются, Миронов появляется в разных образах, спускаясь «на сцену» на тросах (цирковых лонжах).

Спектакль похож на совершенный аттракцион. Ничего подобного в репертуаре столичных театров нет и вряд ли появится в ближайшем будущем. 

«Вакханки»

«Электротеатр Стасниславский». Перейти на страницу спектакля

Греческий режиссер Теодороса Терзопулоса московским зрителям известен благодаря работам с Аллой Демидовой: «Квартет» Мюллера, «Медея» Еврипида, «Гамлет-урок». Терзопулос — председатель Международного комитета театральной Олимпиады, основатель Международного собрания античной драмы в Коринфе. Его «Вакханки» — не столько спектакль, сколько обряд, демонстрация божественной мощи. Царь Пенфей не признавал в Дионисе бога, за что и поплатился. Бог убедил его переодеться женщиной, чтобы посмотреть на вакханок, устраивающих буйства в лесных чащах во славу дионисийской власти. Вакханки приняли переодетого царя за льваи разорвали на куски. Кровавый миф прекрасно вписывается в сегодняшние времена. Очищенное от примет времени пространство, безупречный свет, запредельной красоты костюмы (цветовая гамма: черный и красный). Артисты, «расставленные» по сцене, как фигурки в шахматной партии. Красиво и мрачно – от этого спектакля глаз не оторвать.

«Сказки Пушкина»

«Театр наций». Перейти на страницу спектакля

Роберт Уилсон — самый востребованный режиссер в мире, суперзвезда театрального авангарда, чье имя вписано во все учебники по современному искусству. Музыку написала CocoRosie — одна из самых известных американских групп, работающая в стиле «экспериментальный фолк». За основу постановки действительно были взяты сказки Пушкина, но привычные сюжеты различить можно с большим трудом. Уилсон — гений формы, и его «Сказки», в первую очередь, грандиозное шоу, мультфильм для взрослых. Высокий уровень постановки света и звука, фантастические костюмы, музыка как полноправный участник действия. И особый способ существования актера на сцене, — все выглядят идеальными игрушками с отточенными движениями, отрепетированными взглядами и даже вздохами. К слову, поэта-рассказчика в одном из составов играет Евгений Миронов. Такой театр на стыке драматического театра и современного искусства, кинематографа и пантомимы, цирка и современного танца, стоит увидеть хотя бы из любопытства.

«Амфитрион»

«Мастерская Петра Фоменко». Перейти на страницу спектакля

Кристоф Рок почти «свой» в «Мастерской Петра Фоменко»: он привозил сюда воздушную «Свадьбу Фигаро» из «Комеди Франсез», видел все спектакли самого Фоменко, работал с его актерами. Так что в Роке театралы видят если не наследника фоменковской идеи «плести на сцене кружева», то поклонника уж точно. Правда для «Амфитриона» режиссер выбрал эстетику драмы — никакого «легкого дыхания» и лирических витиеватостей. Герои истории про адюльтер (бог Юпитер принимает облик военачальника Амфитриона и соблазняет его жену Алкмену) превратились у него в жестоких борцов за власть. Точнее за идею о том, что власть дает право распоряжаться чужой судьбой. Двойственность персонажей находит продолжение и в сценографии: над пустой черной сценой висит чуть наклоненное гигантское зеркало. Из несомненных плюсов спектакля — визуальные чудеса и добросовестная игра актеров (среди которых сестры Кутеповы и Карэн Бадалов).

«Борис Годунов»

Театр Et Сetera. Перейти на страницу спектакля

С знаменитым немецким режиссером Петером Штайном работала чуть ли не вся труппа театра Et Cetera. И двое «арендованных» артистов: на роль Пимена был приглашен мхатовец Борис Плотников, Бориса сыграл актер Театра им. Вахтангова Владимир Симонов. Штайн — приверженец системы Станиславского и тоже буквально бредит русской культурой. Тем обиднее что его спектакль — ожившая иллюстрация из школьного учебника. Буквализм как принцип в театре сомнителен, разве что в больших оперных постановках могла сойти за правду «царская сцена» в расписном тереме с игрушечными конями на привязи. Или появление бутафорского трупа лошади Дмитрия или «кровавого мальчика», — маленький артист с тонкими ручками и ножками, вымазанный в красной краске, ближе к финалу возносится к колосникам в кольце из мигающих лампочек. Впрочем, поклонникам большого оперного стиля может и понравится. Опять же это спектакль живого классика мировой сцены.

«Рассказы Шукшина»

«Театр наций». Перейти на страницу спектакля

Нежный и обаятельный спектакль знаменитого на всю Европу латыша Алвиса Херманиса по мотивам рассказов Василия Шукшина. Вместо декораций на сцене — огромные фотографии подсолнухов и лиц реальных жителей алтайской деревни (результат экспедиции постановочной группы в Сибирь). И под их проницательным взглядом звездные актеры играют в колхоз еще точнее, меняя образы с космической скоростью. Евгений Миронов появляется то в несуразной кепочке, то с накладным животом. Чулпан Хаматова перевоплощается в медсестру-вамп, а потом в безмозглую деваху. А Юлия Пересильд сначала играет городскую красавицу, отмахивающуюся от досадных ухаживаний деревенского паренька, затем старуху мать сбежавшего из лагеря заключенного. Спектакль высочайшего класса и безусловного актерского ликования, он, кстати, удерживает статус главного хита московского репертуара без малого 11 лет.

«Макбет»

МХТ им. Чехова. Перейти на страницу спектакля

Яна Кляту называют лидером современной польской режиссуры, он один из представителей волны так называемых «отцеубийц», опровергающих театральные традиции. Он делал спектакли о французской революции и социализме в Польше, выводил на сцену Сталина и Папу Римского. И все это — с изрядной долей иронии, панковским задором, китчевой эстетикой и сумасшедшим драйвом. Польские зрители его либо ненавидят, либо боготворят. Московские разделились по тому же принципу. Оно и понятно. Новый «Макбет» похож на голливудский боевик: вражда, стрельба, летающие дроны над сценой. Даже саундтрек к спектаклю супергеройский — песня Адель «Skyfall». И если в начале Макбет-Бонд совершенная машина для убийства, безупречный воин в эффектном камуфляже, с дредами и черной чертой у глаз. Ближе  к финалу — жалкий неврастеник, забывший, что такое сон и свобода. Словом, первоклассное зрелище как оно есть.