Прошедший в этом году в Ясной Поляне фестиваль «Толстой» принес много открытий, но главной сенсацией стал спектакль-променад, который был представлен еще в прошлом году. Поскольку форма аудиоспектакля в России еще нова, многие не уделяют должного внимания «Войне и миру» режиссера Евгения Маленчева, отдавая предпочтение более привычным театральным формам, но именно эта постановка — лучшее, что подарил фестиваль знаменитой усадьбе Льва Толстого. И, определенно, менеджменту музея-усадьбы «Ясная Поляна» нужно эту прогулку поддерживать и проводить круглый год, без привязки к фестивалю.

Что происходит?

Недалеко от центрального входа на территорию усадьбы, стоит вам миновать по Прешпекту (главной улице) большой пруд, можно увидеть волонтеров, которые предлагают в наушниках прогуляться по Ясной Поляне со спектаклем. Многие думают, что это рядовая аудиоэкскурсия, но это совсем не так.

Вы надеваете наушники и начинаете следовать за указателями. Первый: «1862». Год, когда Лев Толстой женится на Софье Андреевне. Вы медленно идете к следующей точке, следующему 1863 году, проходите дом Толстых, яблоневые сады, пока у вас в ушах разворачивается история знакомства и закручивается любовный роман. Если вам особенно повезет, то именно в этот момент к дому Волконского подъедет пара регулярно съезжающихся к местной достопримечательности молодоженов.

Как устроено?

Пройдя вместе с Львом Николаевичем и его женой каких-то пару «лет», вы уже поймете, что это были очень разные люди, как будто совсем друг другу не подходящие. Они были полны сомнений, которые не часто высказывали, но охотно доверяли бумаге. Так устроена драматургия текста, разработанная Юлией Поспеловой. Драматург взяла два дневника — великого писателя и его жены, и скрупулезно сопоставила написанное. Так, на одно и то же событие — от первой встречи, предложения руки и сердца, до первого рождения ребенка — герои смотрят очень по-разному. Этот конфликт, казалось бы, мучал их, но именно он помог Толстому стать тем, кем он стал.

Уже на подходе ко второй локации вас ждет неожиданный арт-объект — усадебный дом Толстых, закопанный в землю. Дальше арт-объекты будут возникать почти в каждой точке ваших остановок. К слову, эти точки запрятаны, и чтобы полностью оценить всю драматургическую силу спектакля, вам придется буквально разыскивать укромные уголки в чащобе густого леса Чепыжа, или в стройной хвойной лесополосе под названием «Елочки».

К финалу вы окажетесь посреди поля, возле белоснежной лодки. Вы физически ощутите ту бескрайность, которая так волновала Толстого, которая заставила его уйти из дома в конце жизни, не привязываться к конкретным особнякам, вросшим корнями в землю.

Обратно, мимо скамьи, на которой любил сидеть Толстой, вы пойдете уже под эпилог — долгое описание брака Наташи Ростовой и Пьера Безухова из романа «Война и мир». Вы поймете, почему фамилия Болконский так напоминает Волконских, а Ростов звучит почти как Толстой. По сути, в этом «выдуманном» браке Толстой воспроизвел свои личные отношения с женой.

В чем ценность?

Главная ценность этой прогулки в идее. Мало кто знает, что за 25 лет Софья Андреевна родила Толстому 13 детей. В годы, когда ей не удавалось рожать, она ощущала себя уродом. Кто-то скажет, что таков был уклад жизни того времени, но у Толстых все было сложнее. Благодаря спектаклю, вы осознаете, что, рожая детей, жена просто хотела угодить мужу, обратить на себя его внимание. Муж же в этот момент не менее мучительно рождал свои романы, совсем не любовные. И чем активнее пыталась привязать Софья Андреевна супруга, тем больше Толстой отдалялся и укоренялся в мире своих эпопей.

На протяжении двух часов вы слышите два голоса — мужской и женский. Они не взаимодействуют, не спорят, не вступают в полемику, а лишь зачитывают короткие фрагменты из дневниковых записей. В разные «годы» Толстых читают разные актеры (Александра Ребенок, Никита Кукушкин, Василий Березин и многие другие), показывая таким образом, как увеличивалась дистанция в легендарной семье из год в года.

При всей познавательности нарратива, особая прелесть этого спектакля в том, что он — не экскурсия. Маршрут прогулки не поведет вас в дом Толстых, не приведет на знаменитую могилу и к другим туристическим точкам усадьбы. Вы уйдете в глубь ландшафта, куда редко забираются туристы. Вас ждет не хмурый старец с бородой, написавший великие произведения, а молодой и сомневающийся мужчина, который лишь вынашивает грандиозные планы, пока молодая девушка самоотверженно вынашивает ему детей.

Арт-объекты, разработанные художником Анастасией Бугаевой, служат именно как средство остранения природы от налета музейности, дух которой неизменно улавливается в воздухе усадьбы, буквально «законсервированной» с года смерти писателя.

Также безусловным успехом можно считать работу композитора Григория Полухутенко, который полностью обработал всю запись, не упустил ни одного вздоха актеров, создал обрамлению каждому шороху и хрусту веток под ногами. Такую аккуратную работу со звуком вы не услышите даже в радиоспектаклях и аудиокнигах.

Итог

Сегодня жанр аудио-променадов становится крайне популярным. Он очень доступен. Им начинают заниматься даже те, кто к театру не имеют никакого отношения и мало в нем смыслят. Позвал пару медийных персон прочитать текст — и вот ты уже режиссер. Однако режиссер Евгений Маленчев и его команда создали тот образец, который смело можно советовать всем, кто считает, что все эти аудио-приключения — «не-театр». Тут есть и сильная иммерсивная сторона, где в зависимости от ваших действий и вашего выбора вы получите ту историю, которую хотите. Тут и крепкая сайт-специфичная фактура — можно ли описать те ощущения, которые вы испытываете посреди поля возле лодки? И опять же невероятно проработанная драматургия — как текстовая, так и музыкальная. Все вместе это дает сильное потрясение именно театрального толка.

В этом сезоне спектакль, возможно, еще будет показан в Ясной Поляне — информация об этом появится на сайте музея. А пока редакция «Вашего досуга», по согласованию с постановщиками, публикует ознакомительный фрагмент спектакля.