В этом году на фестивале «Архстояние» был представлен новый арт-объект «Угруан» от Николая Полисского, отца-основателя фестиваля в Никола-Ленивце. Объект еще далек от своего завершения. Как говорит сам Полисский, в Угруане сплелись Угра, национальный парк, где находится наш ответ BurningMan, и Руанский собор с картин Клода Моне. Именно с Угруаном, редким для Никола-Ленивца цветовым объектом, Николай Полисский, художник по образованию и арх/арт-настоятель по призванию, возвращается к своим «живописным» корням. Теперь в любой день можно приехать и собственноручно раскрасить лозу для будущего произведения искусства.
Но главным событием «Ахрстояния»-2019 стали совсем не арт-объекты, а, казалось, меньше всего подходящие этой локации оперные спектакли. На фестивале были представлены оперы, которые в течение года создавались в рамках творческой лаборатории КоOPERAция.
Многие участники этого года отмечают ужасную организацию фестиваля, жалуются на жизнь и работу в полевых условиях без еды и минимальных условий, что, к слову, повторяется не первый год.
При этом все подчеркивают, что удерживало их на чудовищно организованном эко-фестивале, где вместо еды раздают объедки, которые упаковывают в горы неутилизируемого пластика, именно восхищение кураторами КоOPERAции.
Что такое КоOPERAция?
Проект, придуманный и реализованный режиссером Екатериной Василёвой, который предполагает объединение режиссеров, драматургов, музыкантов и композиторов для создания новых опер. Целый год команды постановщиков создавали, спорили и менялись. По словам Екатерины, сложнее всего было работать с режиссерами, традиционно привыкшими отвечать утвердительно на вопрос: «Кто здесь главный?».
В декабре на малой сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко прошли предварительные показы шести готовых опер. И наконец эти оперы оказались там, где и были изначально запланированы — среди полей, лесов, арт-объектов, под открытым небом и только с одной, зрительской стеной.
Пространство рождает музыку, музыка преображает пространство. «Территория для 321 исполнителя» в подзаголовке фестиваля в этом году предназначалсь для оперы —жанра, где современная академическая музыка сочетается с вокальными техниками, театром, интерактивом, иммерсивом и мультимедиа. Синтез всего перечисленного и есть территория свободы.
Curiosity
Музыка: Николай Попов
Текст: Татьяна Рахманова
Режиссер: Алексей Смирнов
Если бы марсоходы говорили. Если бы мы к ним прислушивались. Опера для двух баритонов и сопрано. Партитура, в которой наше пост-информационное общество смешалось со звуками будущего. Все начинается с манифеста — что должна представлять из себя современная опера и чего в ней быть не должно. В финале зрители вместе с марсоходом (именно его и зовут Curiosity) и сотрудниками NASA приходят к тому, что никаких ограничений не существует. Ни в опере, ни в жизни. Настолько удачный синтез музыки, вокала и драматургической идеи, что много вопросов возникает внутри, которые не хочется ни с кем обсуждать.
Wood wibe web
Звуковой художник: Жан-Давид Мери
Автор идеи, режиссер и ко-сценограф: Капитолина Цветкова-Плотникова
Сад, где говорили уже цветы. «Научный эксперимент» здесь — не красивое слово. Настоящие серьезные биологические исследования. Язык растений. Датчики, провода, дешифровщики. Музыка возникает на ветках деревьев, грибы тоже говорят. Почему-то хочется передать привет Сергею Курехину (и не только из-за грибов). Сквозь звуки, на помост, вросший в лес, выходит неземной красоты актриса и говорит, уже на русском языке. Потом появляются и другие перформеры, переводят растения, говорят о своем. Точнее, об общем. Одиночество, страх, любовь, снова одиночество. Солнце, запутавшееся в калужских березах, спасает от меланхолии. Музыка растений звучит весь день.
ТЕО/ Тео/ Theo
Музыка: Артем Пысь
Текст и режиссер: Женя Беркович
Беркович, как всегда, написала текст, от которого не оторваться. Искусственный разум, чатбот, программы, создающие иллюзию, что это мы ими управляем. Тотальное одиночество и просто осязаемая подчас необходимость во что-то верить и сотворить себе кумира. Помимо текста в ТЕО еще и сильная музыка. Интеграция, заложенная в самой идее КоOPERAции, приняла здесь все мыслимые формы. Артем Пысь объединил условную попсу (первый акт) с условной классической оперой (второй акт), а в финале на сцену вышла мировая оперная дива Наталья Пшеничникова и спела так, как петь умеет только она. Зрители сначала восторженно следили за происходящим у подножия Арки Бернаскони, а потом забрались на самый её верх, откуда вместе со всеми персонажами оперы и замечательными вокалистками Ла Гола скандировали: «ТЕО, не оставляй нас!».
Отпечатки
Музыка: Анна Поспелова
Текст: Екатерина Бондаренко
Режиссер: Сергей Морозов
Так важно, что этот спектакль появился. Так важно об этом говорить. Особенно сейчас. Когда отпечатков все меньше, а иные пытаются замазать. ГУЛАГ как коллективная память, страшная и непроговоренная до конца. Все зрители в лесу. Спиной к стене Павильона Шишек. Шишки глушат звук, зрители чувствуют себя приговоренными. Из леса выходят люди в черном. Звуки возникают ниоткуда. Страшно. Самая жуткая опера проекта. Время, как шишки, поглощает исторические факты и память отдельных людей. И людей оно тоже поглощает. Но общая коллективная память, как звуки, рождающиеся под взмахами рук дирижера Олега Пайбердина, возникает вновь и вновь. Как внезапные отпечатки на теле.
Блуждающие огни/ Feux follets
Музыка: Адриан Мокану
Текст: Дана Жанэ
Режиссер: Ася Чащинская
В описании оперы сказано, что это история о Муже и Жене. Вариация на тему Орфея и Эвридики. Но не сказано, что мистерия на берегу Угры, около Маяка, с кострами и настоящими блуждающим огнями, отправит вас в космос. Другая Вселенная, где в сумерках рядом с вами зловещие люди-тени (или красивые девушки с замашками Смерти), где звук такой, что в Большой театр за этим еще долго ходить не захочется. Где все так красиво, что нужно молчать. Ускользающая красота декаданса и вечная красота музыки. Снова Пайбердин, снова Пшеничникова и Ла Гол, Адриан Мокану и Ася Чащинская. Огни догорели, звуки затихли, красота осталась.
Для избалованных и пресыщенных, уставших от старых и новых форм, для неофитов и эстетствующих меломанов — для всех итог КоOPERAции превзошел ожидания. И это не чудо, а результат отличной работы профессионалов, влюбленных в свое дело. Хочется, чтобы так было всегда и везде. Но пока об этом остается только мечтать.