Меньше месяца остается до начала фестиваля «Территория». И это последний шанс попасть на самое обсуждаемое театральное событие осени. Мы собрали пять громких привозов этого года.
1. «САЙГОН» (Каролин Нгуен, Les Hommes Approximatifs)
«Сайгон» — это четыре часа созерцания жизни вьетнамских эмигрантов и очень личная работа для режиссера. Каролин Нгуен — дочь вьетнамских эмигрантов.
Действие разворачивается в парижском ресторанчике «Сайгон» на авеню де Шуази, обособленном мирке, за окнами которого Франция, а внутри Вьетнам. Сюда приходят люди, чтобы поговорить об утраченном доме. «Сайгон», обросший мифами и легендами, объединил в себе образ обетованной земли и пугающей страны мертвых.
Рассказывать настолько масштабную историю, соединившую множество судеб, можно только как сагу. Сагу семейную, потому что в ней не остается чужих. На обозрение выставляется общая память, общая боль и общая надежда.
В процессе создания пьесы Каролин Нгуен в течение двух лет собирала материалы во Вьетнаме и Франции. Из тысячи людей были отобраны сотни рассказов, звуков, картинок, персонажей. Теперь эту кропотливую работу можно проследить в ее блоге.
Билеты от 500 р. еще доступны на официальном сайте.
2. «ПЯТЬ ЛЕГКИХ ПЬЕС» (Мило Рау, International Institute of Political Murder)
«Пока это еще не запрещено...» — с этих слов начинается проморолик спектакля. Вопрос лишь в том, что именно «пока не запрещено». Рассматривать историю целой страны сквозь призму личной истории одного из граждан, педофила-убийцы — Марка Дютру? Или делать это с помощью детей, его потенциальных жертв? Работа швейцарского режиссера Мило Рау даже на уровне описания звучит провокационно, но именно ее вам захочется увидеть больше всего. Радикальная в своей прямоте правда.
Название и идею спектакль позаимствовал из «Пяти легких пьес» Игоря Стравинского, написанных композитором как упражнения игры на фортепиано для детей. Вместо упражнений Мило Рау дает подросткам пять монологов, в которых они примеряют на себя роли жертв, их родителей и убийцы. Для зрителей «Международный институт политического убийства» (так называется театральная компания Мило Рау) поставил самую сложную задачу — смотреть и анализировать, как следующее поколение учится действовать и взрослеет в предлагаемых нашим обществом обстоятельствах.
Дело Дютру для режиссера — лишь отправная точка, его волнуют большие темы, лежащие за ним. По словам Мило Рау, это «упадок страны, национальная паранойя, траур и гнев, последовавшие за преступлениями». Его интересует не убийца, а история Бельгии и распад западных колониальных и промышленных держав. В деле маньяка сходится ряд важных исторических событий, касающихся Бельгии: от провозглашения независимости Конго до массового «Белого марша», спровоцированного этим делом. Марк Дюру выступает как некий коллективный символ страны, как черная дыра.
Билеты от 2000 р. еще доступны на официальном сайте.
3. «МЕДЕЯ» (Саймон Стоун, Internationaal Theater Amsterdam)
Читая в афише название спектакля, зрители пробуют заранее представить, что их ждет. Цепочку каких ассоциации вызывает «Медея»? Трагедии, Древняя Греция, Еврипид? История гордой царевны из Колхиды, которая убила отца и брата ради возлюбленного, приплывшего с аргонавтами за Золотым руном? Или обманутая жена, разделившая с мужем годы лишений и покинутая им ради молодой красавицы? А может обезумевшая от горя убийца своих детей?
Череда известных событий не исчерпывающих историю Медеи. Мало кто помнит, что царевна была искусным врачевателем и от ее имени произошло слово «медицина». Для своего спектакля Саймон Стоун придумал новую Медею. Образ, объединивший двух женщин: целительницу из античных мифов и нашу современницу, врача, от которой в памяти людей остался лишь след злодейства, полностью перечеркнувший ее жизнь.
Дело Деборы Грин прогремело в Америке середин девяностых. Оно было везде: на первых полосах газет и в телевизионных новостях. Практически каждый счел своим долгом осудить убийцу. После безуспешной попытки спасти распавшийся брак, Дебора Грин подожгла дом, в котором сгорели двое детей, общих с ее вторым мужем. Во время суда выяснилось, что до этого шесть месяцев она травила мужа рицином, и тот только чудом остался жив. Дебора все еще в тюрьме, ее прошения о пересмотре дела неизменно отклоняют. Журналисты написали километры статей, описывающих ее историю, но узнать из них что-то о женщине, совершившей страшное преступление, практически невозможно. История Деборы, как и история Медеи, переписана от конца к началу. Словно отголоски убийства можно увидеть в момент заключения неудавшегося брака.
«Медея» Саймона Стоуна рассказывает о трагедии шаг за шагом. В этом известному режиссеру, которого в России открыли лишь в текущем году и теперь любят почти так же горячо как Роберта Уилсона и Робера Лепажа, помогает труппа Ива Ван Хове. За роль Анны (она же Медея) актриса Марике Хебинк получила престижную нидерландскую театральную премию «Theo d'Or».
Билеты от 500 р. еще доступны на официальном сайте.
4. «СОЛО МЕГ СТЮАРТ» (хореограф и исполнитель Мег Стюарт)
Когда речь заходит о современном танце, запомните имя Мег Стюарт. Она стоит в одном ряду с Пиной Бауш, Мартой Грэм, Жеромом Белем и еще десятком людей, изменивших мир танца.
В новом мире нет четкой границы, разделяющей танцовщика и хореографа. И, конечно, здесь укоренилось слово «междисциплинарность». Мег Стюарт создает работы-инсталляции, активно используя в них видео, сотрудничает с театрами и не видит разницы между актерами и танцовщиками в своих работах.
Международную известность Мег Стюарт принесла работа «Disfigure Study», созданная для фестиваля Klapstuk в 1991 году. В этой работе она использует движение, чтобы лучше понять саму его суть. Стюарт словно рассматривает тело в момент физического действия под лупой. Это почти лабораторное изучение движения. Экспериментальный подход отразился на всех будущих работах хореографа, но не сделал их однообразными. Работы Мег Стюарт разные и объединены лишь общим интересом к спонтанным состояниям тела — от дрожи до тика. Тела, сдерживаемого рамками культуры, повседневными движениями и физической памятью.
Вечер Мег Стюарт на фестивале «Территория» объединяет сразу несколько ее сольных работ, каждая из которых — отрывки из спектаклей прошлых лет и внутренний монолог, вынесенный из подсознания в физический мир. Зрители увидят биографию хореографа и танцовщицы, рассказанную на ее родном языке — языке танца.
Билеты от 3000 р. еще доступны на официальном сайте.
5. «ЦИНК (ZN)» (Эймунтас Някрошюс, Valstybinis jaunimo teatras)
Литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса уже год нет с нами, но его работы продолжают жить. По сговору или просто ощущая важность этой встречи, московские и питерские фестивали этой осенью привезут настоящую антологию работ Някрошюса. Фестиваль «Территория» выбрал одну из последних постановок великого режиссера.
«Цинк» создан по мотивам книг Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва». Первая посвящена войне в Афганистане, вторая — катастрофе на атомной электростанции. Для того, чтобы написать о них, писательница долго собирала воспоминания очевидцев. Казалось бы, такие разные трагедии оказались под общим ореолом невидимости, которым их окружили в Советском Союзе. У войны и радиации проявилась одна общеродовая черта — их словно и не было в нашей действительности.
Фактами становились слухи и домыслы, а способы выяснения правды казались сомнительными. Сама Алексиевич стала частью этих споров. А момент, когда автор неожиданно сам становится персонажем, и запечатлел в своем спектакле Някрошюс. Конфликт между ролью бесстрастного свидетеля и писателя стал ключевым в постановке, и он неизбежно разрастается в зрительный зал, в котором у большинства людей спорное отношения к писательнице, к замалчиванию истории, и даже сериалу «Чернобыль» от HBO.
Билеты от 2000 р. еще доступны на официальном сайте.
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит с 2006 года при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры города Москвы. В 2019 году фестиваль реализуется в рамках национального проекта «Культура». Генеральный партнер фестиваля – Фонд Михаила Прохорова.