Международный фестиваль современного танца Dance Inversion привез в Москву труппу «Дорранс Дэнс» (США). На сцене РАМТа хореограф Мишель Дорранс задала жару тем, кто считает contemporary dance набором нелепых движений с адскими скрипами в качестве саундтрека.
За полтора часа работы труппы «Дорранс Дэнс» зритель проходит путь от недоумения до восторга. С первым ударом жестяного каблука он попадает в клишированный американский мир с разбитными танцовщицами, пьющими виски из плоских фляжек, и черными танцорами, убирающими белых коллег парой жестов. «Зачем нужны американцы, когда есть афроамериканцы? — лениво думает он. — Господи, почему я смотрю это ретро». И вдруг из стандартного, высококачественного степа выпадает рука, потом нога, потом опять — и фраза из как бы ошибочных движений сообщает: дорогие мои, вы в мире современного танца. То была присказка, сказка будет впереди.
В этот момент все заканчивается (хотя прошло минут 10), занавес закрывается, свет в зале зажигается, зритель оказывается наедине с самим собой довольно надолго. За бархатом ходят рабочие, что-то носят, движения их полны достоинства. «Наверное, в Америке так принято», — бормочет зритель. «Нет, это реконструкция театральных манер начала ХХ века», — говорит он уже громче. В зале случается небольшой гвалт и обмен мнениями. Те, кому некому сообщить свою версию, сидят в том самом недоумении, с которого мы и начали свой рассказ.
Наконец занавес поднят: оказалось, что рабочие установили платформу с усилением звука, чтобы каждый шарк степ-ботинком отзывался в сердцах. Теперь перед нами однозначный контемпорари. Ткань для балетных пачек намотана на танцоров, как туалетная бумага на втулку. Один из них в ботинках (стучит), двое босиком (делают тап, но беззвучно). В следующей партии все наоборот. Свет рисует ноги и руки, лиц почти нет, композиция абстрактна, и так еще 10 минут, и занавес по прежней схеме. Чем удивят нас в следующий раз?
Ожидание завершилось полноценным тап-шоу с драматургией и характерами: 10 танцоров разных национальностей, комплекций и темпераментов, то шли единым хором, то рассказывали собственные истории на протяжении почти часа. Танцспектакль «Миелинизация» родился из миниатюры, сделанной по заказу театра Нью-Йорк Сити Центр для показа на фестивале «Fall for Dance». Она была так хороша, что критик «Нью-Йорк Таймс» Джия Курлас взмолилась: спектакль должен жить и дальше. Ее стон был услышан, денег дали, 15 минут превратились в 45+, быстрая смена танцоров и стилей приросла сюжетом — грубоватая уличная танцорка (Ephrat «Bounce» Asherie) пытается войти в круг рафинированных тап-муверов. Она влюбляется в парня, который уже ходит в их кружок, хотя в анамнезе у него танцы на картонке у помойки. Два мира, два уклада встречаются и поначалу не нравятся друг другу. Центровая девочка в тап-кружке — высокая, элегантная, со вздернутой губой и большими зубами, сама Мишель Дорранс, руководитель труппы «Дорранс Дэнс». Ее дуэты-споры с приземистой Bounce легко вычленялись в общем танце, где не знаешь, куда смотреть: все хороши, но очень быстры.
Примерно к середине балета принцессы подружились. Bounce даже разок сменила привычные сникерсы на железные ботинки, а Дорранс покрутилась с ней на полу. После этого можно было начать рассматривать парней, где главным магнитом стал Уоррен Крафт, в русском понимании самый контемпорари из их тап-тусовки, с небрежностью дэнди, с изломом обэриута. А когда он вдруг прихватил гитару из ансамбля живой музыки на заднем плане «Миелинизации», сердца всех девушек в зале забились чаще.
Об ансамбле: брат Мишель, Донован Дорранс с другом Грегом Ричардсон написали музыку для спектакля, руководствуясь смутными пожеланиями девушки, а потом еще одной волной пожеланий (обо всем этом можно прочесть на сайте фестиваля, пересказывать нет смысла). В итоге получился целый концерт, так что уставшие от чечетки могли слушать американский вольный джаз и мечтать о чем-то своем.
P.S.
Кстати, ту самую Джию Курлас, благодаря которой здравствует прекрасная «Миелинизация», буквально месяц назад взяли в штат The NYTimes, официальным танцкритиком. А статьи о танце для этого издания она пишет с 2000 года — честные карьеры в Америке тоже быстро не делаются.