Серьёзность на русской сцене традиционно ценится дороже праздника, поэтому судьба у мюзикла в нашей стране складывается сложно. Перемены наметились в прошлом сезоне. Драматические театры изменили отношение к «легкому» жанру, впустив музыкальные спектакли в свой репертуар, а этой осенью они вернулись на сцену МДМ, площадку десятилетие связываемую с мюзиклами.
«Первое свидание» проходит в фойе Московского Дворца Молодежи. Обещанный в анонсе site-specific заключается в том, что сценой для мюзикла стала зона буфета. Вместо привычного партера — места за столиками, продающиеся парно. Одиночкам здесь не место. Можно представить как через пару месяцев в фейсбуке появятся объявления: «ищу пару на "Первое свидание"». Для робких или не считающих театр поводом для знакомства зрителей, в зале сохранено девять одиночных мест у барной стойки.
Казалось бы, эта самая комфортная по цене и свободная от обязательств зона должна разлетаться первой, в самом начале продаж, но на премьерный блок зрители предпочитают приходить вдвоем. На то есть веская причина: «Первое свидание» — редкий случай, когда обреченные на культурный отдых мужья или жены театралов останутся бодры даже после того, как погаснет свет в зале. Гарантия этому — хорошее либретто, созданное Остином Уинсбергом, одним из сценаристов сериала «Сплетница». Вдохновившись собственным опытом, он перенес на сцену топ неловких ситуаций, легко узнаваемых для тех, кто знакомился по протекции друзей или через интернет.
Арон и Кейси встречаются в баре (на нашем показе Олег Савцов и Анна Глаубэ, но составов в МДМ несколько и как правило они равноценны). Он – хороший парень, она – крутая девчонка. С этих исходных данных, напоминающих киноштамп, начинается прогулка по минному полю, именуемому свиданием. От сложной ситуация номер один — что обсуждать, кроме последней серии «Игры престолов», до сложной ситуации номер пятьсот двадцать девять – кто оплачивает счет.
В этом путешествии Арона и Кейси сопровождает хор, играющий ключевую роль в сюжете. Его можно сравнить с хором из древнегреческих трагедий, помогающим автору раскрыть сюжет. В мюзикле это трио, дуэты и квартеты второстепенных персонажей, определяющих, в какую крайность забросит главных героев. Все они представляются Арону и Кейси лишь в их воображении. В повседневной жизни мы называем эту навязчивая свиту «тараканами» и знаем, что базируется она исключительно в нашей голове. Под тараканьими знаменами выступают родительские ожидания, которые надо оправдывать, советы психолога, к которым надо прислушиваться, мнение друзей, с которым нельзя не считаться и, конечно, опыт прошлых отношений. Львиную часть музыкальных номеров Алан Закари и Майкл Уайнер сочиняют для персонифицированных комплексов, озвучивая таким образом внутренние монологи героев.
На сцене появляется идеальная бывшая Арона и плохие парни, нравящиеся Кейси, еврейская бабушка и старшая сестра, Google и Instagram. Они бесцеремонно вмешиваются в отношения героев, делая свидание невыносимым и одновременно комичным. Смотреть на это со стороны гораздо смешнее, чем переживать на собственном опыте, но, судя по смеху в зале, такой опыт есть практически у каждого.
Пролетает мюзикл на непривычно бешеной скорости, час тридцать без передышки на антракт. Благодаря компактности, у «Первого свидания» нет ни одного показа в привычные 19:00, зато есть сеансы, начинающиеся в 20:30 и 21:30, специально для поздно заканчивающих работать москвичей.