С 10 по 24 октября в Москве пройдет XIV международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». Слово «школа» в названии не случайно. Каждый год на фестиваль отбираются студенты со всей России, у которых обширная образовательная программа, мастер-классы, лекции, дискуссии и встречи с лидерами мирового театрального искусства. Впервые большая часть этих события станет доступна для простых зрителей. Многие события — бесплатны, на какие-то придется приобрести билет. Мы подробно изучили программу и составили полное расписание всех доступных для зрителей образовательных событий фестиваля.

ПН / 07.10 / 19:00 - 20:30 — ДИСКУССИЯ: «ТЕЛО В ТЕАТРЕ И В ОБЩЕСТВЕ»

КТО?
Театровед Дина Годер; киновед Всеволод Коршунов; художник Анастасия Нефёдова; журналист, культуролог Юрий Сапрыкин.

ГДЕ?
Музей современного искусства «Гараж» (ул. Крымский Вал, 9) 

ЧТО?
Участники обсуждения представят несколько разных точек зрения на то, как сегодня воспринимается и существует тело в театре и социальном контексте. Журналист, руководитель  образовательного проекта «Полка» Юрий Сапрыкин расскажет о теле в обществе, о насилии государства физическом и ментальном, о сегодняшних подростках, ворвавшихся во взрослую политическую и социальную жизнь, как в спектакле «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау. Он также затронет тему тела на войне, о страхе, боли, увечьях и смерти – всем том, о чем нельзя не думать, читая документальную прозу Светланы Алексиевич, на основе которой поставлен последний спектакль Эймунтаса Някрошюса «Цинк». В фокусе внимания киноведа Всеволода Коршунова – обнаженное тело и эротика в искусстве,  система табу и внешних запретов, изменение роли тела в contemporary art: интересе к телу, выходящему за рамки стандартов красоты, старому, разрушающемся и деформированному. Третий эксперт – Анастасия Нефедова, главный художник Электротеатра «Станиславский» –  расскажет о теле в театральном костюме, теле в перформансе и о своем проекте «Мумификация», где художники делали «скульптуры-трупы», снимая слепки из скотча с людей в разных позах, о том, какой опыт при этом переживали участники перформанса и как он был перенесен в театральную практику.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход свободный по предварительной регистрации на сайте.

ПТ / 11.10 / 15:00 - 18:00 — ЛЕКЦИЯ ПАВЛА РУДНЕВА

ТЕМА:
«Ежи Гротовский. Теория»

КТО?
Павел Руднев — театральный критик, театровед, менеджер.

ГДЕ?
Центр Вознесенского (Большая Ордынка, 46/3)

ЧТО?
В ходе своей лекции Павел Руднев расскажет об известном польском режиссёре, педагоге и теоретике театра Ежи Гротовском. Понять современный театр очень сложно без знания фигуры Гротовского и того, что нового он внёс в изучение и осмысление театрального процесса. Павел Руднев будет говорить о культуре театральной аскезы, об «искусстве-проводнике», о связях между католицизмом, иудаизмом и индуизмом, об индийском танце катхакали и многом другом.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход по билетам. Для зрителей в свободную продажу поступят не более 10-15 билетов.
Продажа будет открываться постепенно с анонсами в социальных сетях Центра Вознесенского.

СБ / 12.10 / 16:00 - 18:00 — ЛЕКЦИЯ ЯНА КАЛНБЕРЗИНА

ТЕМА:
«Тело в театре новых технологий»

КТО?
Ян Калнберзин, медиахудожник.

ГДЕ?
Британская высшая школа дизайна (Нижняя Сыромятническая ул., 10, стр. 3) 

ЧТО?
На  лекции «Тело в театре новых технологий» медиахудожник Ян Карлнберзин объяснит, как меняются представления о пространстве в театре, меняющимся под влиянием возможностей современных медиа, и расскажет о новых ролях актера и зрителя в театре цифровых технологий.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход свободный по предварительной регистрации на сайте.

ПН / 14.10 / 10:00 - 13:00 — ЛЕКЦИЯ ТИМОФЕЯ КУЛЯБИНА

ТЕМА:
«Работа драматического режиссёра в опере. Сходства и различия в системе выпуска спектакля»

КТО?
Тимофей Кулябин — известный российский театральный режиссёр.

ГДЕ?
Центр Вознесенского (Большая Ордынка, 46/3)

ЧТО?
В последнее время всё больше драматических режиссёров стали осваивать такие, казалось бы, «консервативные» виды искусства, как опера и балет. Один из самых ярких российских постановщиков, реализующих свои проекты и в драме, и в опере, — Тимофей Кулябин. На его счету более 15 драматических спектаклей, выпущенных в России и за рубежом, и уже 5 оперных постановок, среди которых две работы в Большом театре и «Риголетто» в оперном театре Вупперталя. Тимофей Кулябин не боится ломать стереотипы и доказывает, что драматический режиссёр может привнести в оперную постановку совершенно новую интонацию. В ходе своей лекции Тимофей Кулябин расскажет, какие сложности испытывает режиссёр драмы в опере и какие возможности перед ним открываются.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход по билетам. Для зрителей в свободную продажу поступят не более 10-15 билетов.
Продажа будет открываться постепенно с анонсами в социальных сетях Центра Вознесенского.

ПН / 14.10 / 14:30 - 17:30 — ВСТРЕЧА С ИНГЕБОРГОЙ ДАПКУНАЙТЕ

КТО?
Ингеборга Дапкунайте — актриса театра и кино, заслуженная артистка Литовской ССР, обладательница премии «Ника» за лучшую женскую роль в картине «Подмосковные вечера» (1994)

ГДЕ?
Центр Вознесенского (Большая Ордынка, 46/3)

ЧТО?
Актриса Ингеборга Дапкунайте проведёт актёрский тренинг со студентами фестиваля-школы «Территория», расскажет, как правильно готовиться к роли, в чём разница между работой в кино и в театре, поделится своим опытом сотрудничества с российскими и зарубежными режиссёрами. Ингеборга Дапкунайте снималась в фильмах Никиты Михалкова, Петра и Валерия Тодоровских, Алексея Балабанова, Алексея Учителя, играла в театрах Вильнюса, Чикаго, Лондона, Вены. Ингеборга не понаслышке знает, насколько разнообразен и многослоен мир театра и кино. Она также поговорит с участниками встречи о современном искусстве, о новых театральных институциях и новых вызовах для актёра. 

КАК ПОПАСТЬ?
Вход по билетам. Для зрителей в свободную продажу поступят не более 10-15 билетов. ​
Продажа будет открываться постепенно с анонсами в социальных сетях Центра Вознесенского.

ПН / 14.10 / 18.00 - 19.30 — ЛЕКЦИЯ АМИРА ТАГИЕВА

ТЕМА:
«Подростковое тело в искусстве, театре, социальные табу»

КТО?
Амир Тагиев, психолог

ГДЕ?
Центр им.Вс. Мейерхольда, кафе (Новослободская ул., 23)

ЧТО?
Перед спектаклем Мило Рау «Пять лёгких пьес» подростковый психолог и театральный педагог Амир Тагиев раскроет тему своей лекции через призму своих театральных занятий по Михаилу Чехову, расскажет на примерах из своей практики о том, что понимание тела и его свобода.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход свободный по предварительной регистрации на сайте.

ВТ / 15.10 / 14:00 - 17:00 — ЛЕКЦИЯ АНТОНА ДОЛИНА

ТЕМА:
«Какое кино смотреть сегодня»

КТО?
Антон Долин — один из самых известных российских кинокритиков.

ГДЕ?
Центр Вознесенского (Большая Ордынка, 46/3)

ЧТО?
Антон Долин в ходе своей лекции расскажет, как не потеряться в огромном количестве кинокартин, которые сейчас доступны зрителям по всей стране. Что по-настоящему стоящее предлагает российский кинематограф? Какие европейские режиссёры, не так хорошо известные аудитории и мало рекламируемые, тем не менее заслуживают пристального внимания? Что интересного предлагают мейнстрим и артхаус, сериальная продукция и крупнейшие кинофраншизы? Антон также остановится на главных голливудских режиссёрах, поговорит о фестивальном кино и ответит на все вопросы, касающиеся киноиндустрии в нашей стране и за рубежом. 

КАК ПОПАСТЬ?
Вход по билетам. Для зрителей в свободную продажу поступят не более 10-15 билетов.
​Продажа будет открываться постепенно с анонсами в социальных сетях Центра Вознесенского.

ВТ / 15.10 / 19.00 - 20.00 — ЛЕКЦИЯ ИРИНЫ СИРОТКИНОЙ

ТЕМА:
«Танец, кинестезия и телесная эмпатия»

КТО?
Ирина Сироткина, антрополог

ГДЕ?
Дом Щепкина (ул. Щепкина, д. 47, стр. 2)

ЧТО?
Как мы смотрим на танец? Часто зритель воспринимает танец всем телом – подражает, сам того не замечая, движениям танцовщиков. Если зрителю танец интересен, увлекает его, то между ним и танцовщиком на расстоянии устанавливается телесный контакт. Это называется кинестетической эмпатией – телесным «вчувствованием» в движения другого человека. Иногда ученые говорят про «идеомоторику», или «движение в воображении». А еще существует «кинестетическое воображение» – ведь большинство хореографов сочиняют танец именно телом. Обо всем этом и о том, какую роль в танце играет кинестезия  –  в лекции Ирины Сироткиной, исследователя танца и двигательной культуры.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход свободный по предварительной регистрации на сайте.

СР / 16.10 / 10.00 - 13.30 — МАСТЕР-КЛАСС МЕГ СТЮАРТ

КТО?
Мег Стюарт – американская танцовщица и хореограф, работающая и живущая в Берлине и Брюсселе.

ЧТО?
Во время мастер-класса импровизация будет использоваться в качестве инструмента для изучения памяти тела, физических и эмоциональных состояний. Будут исследоваться границы между знанием и неведением, абстракцией и намерением, образом и действием. Расширяя наше понимание того, как мы можем играть с другими и самими собой на сцене, мы будем двигаться через энергетические миры, пространства памяти и эмоциональные ландшафты.  На мастер-классе будет ассистировать композитор и музыкант Брендан Догерти.

КАК ПОПАСТЬ?
Мастер-класс предназначен для профессионалов контемпорари и перформанса.
Билеты (2500₽) доступны на официальном сайте.

СР / 16.10 / 19.00 - 20.30 — ЛЕКЦИЯ АЛЕКСАНДРА ГИРШОНА

ТЕМА:
Тело травмы

КТО?
Александр Гиршон, танцевально-двигательный терапевт

ГДЕ?
Библиотека им. Н.А. Некрасова (Бауманская ул., 58/25, стр. 14)

ЧТО?
Психолог Александр Гиршон, апеллируя к спектаклю Саймона Стоуна «Медея», соединяющего античную пьесу с современным документальным  криминальным сюжетом, расскажет о том, как травма, в том числе психическая, влияет на поведение человека, о современных представлениях о телесности в контекстах психологии, нейрофизиологии, философии и телесных практик. 

КАК ПОПАСТЬ?
Вход свободный по предварительной регистрации на сайте.

ЧТ / 17.10 и 18.10 / 10:00 - 13:00 — ЛЕКЦИЯ СЕРДЖИО МОРАБИТО (ДИСКУССИЯ С КИРИЛЛОМ СЕРЕБРЕННИКОВЫМ)

ТЕМА:
«Così fan tutte, ossia La scuola degli amanti («Так поступают все женщины, или Школа влюблённых»)»

КТО?
Серджио Морабито — немецкий оперный режиссёр и драматург итальянского происхождения.

ГДЕ?
Центр Вознесенского (Большая Ордынка, 46/3)

ЧТО?
Серджио Морабито расскажет об опере Моцарта Così fan tutte, у которой была очень непростая сценическая судьба. Долгое время Così fan tutte критиковали за слабое либретто, но в XX веке ситуация резко поменялась. В тексте обнаружили утончённые смыслы и сложную структуру, выходящую за рамки жанровых характеристик. Поставить её на сцене — до сих пор непростая задача для режиссёра. Серджио Морабито подробно разберёт некоторые сцены из оперы и покажет видеоотрывки двух совершенно разных спектаклей: своего собственного, осуществлённого впервые совместно с Йосси Вилером в Голландской национальной опере Амстердама (2006), и версии Кирилла Серебренникова, премьера которой состоялась в Оперном театре Цюриха в ноябре 2018 года. 

18 октября к обсуждению присоединится Кирилл Серебренников и поговорит об особенностях этой оперы Моцарта и своего сценического решения.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход по билетам. Для зрителей в свободную продажу поступят не более 10-15 билетов.
​Продажа будет открываться постепенно с анонсами в социальных сетях Центра Вознесенского.

ЧТ / 17.10 / 14:00—17:00 — ЛЕКЦИЯ МАРИИ ШЕВЦОВОЙ

ТЕМА:
«Открывая Станиславского»

КТО?
Мария Шевцова — профессор, театровед, преподаёт историю драматургии и современного театра в лондонском университете Goldsmiths.

ГДЕ?
Центр Вознесенского (Большая Ордынка, 46/3)

ЧТО?
В конце ноября 2019 года в издательстве Cambridge University Press выйдет новая книга Марии Шевцовой “Rediscovering Stanislavsky”. Лекцию «Открывая Станиславского» она посвятит рассказу о книге. Ранее предметом театроведческих исследований Марии Шевцовой было главным образом творчество современных европейских режиссёров. Именно на примере их спектаклей, созданных на рубеже веков и в первые два десятилетия XXI века, она будет анализировать значение и влияние Станиславского на сегодняшний театральный процесс. Мария расскажет о понимании им творческой свободы, актёрской индивидуальности, принципов ансамблевой работы, импровизации, о его лабораторных исследованиях, а также о том, что новаторского было в его методе, как его идеи находят применение в актуальных театральных практиках и как они преломляются в спектаклях таких разных режиссёров, как Питер Брук, Питер Селларс, Томас Остермайер, Кэти Митчелл, Саймон Стоун, Оскарас Коршуновас.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход по билетам. Для зрителей в свободную продажу поступят не более 10-15 билетов. ​
Продажа будет открываться постепенно с анонсами в социальных сетях Центра Вознесенского.

ПТ / 18.10 / 14:00 - 17:00 — ЛЕКЦИЯ ВЛАДИМИРА РАННЕВА

ТЕМА:
«Музыка — это важно»

КТО?
Владимир Раннев — композитор, музыковед.

ГДЕ?
Центр Вознесенского (Большая Ордынка, 46/3)

ЧТО?
Владимир Раннев расскажет, как создаётся музыкальное сопровождение спектакля. Театр может существовать вообще без музыки. Однако, по мнению лектора, с ней всё же лучше. Далеко не с любой, а с хорошей, подходящей конкретному театральному продукту. Владимир Раннев объяснит, почему так важна музыка в спектакле и как правильно её подобрать.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход по билетам. Для зрителей в свободную продажу поступят не более 10-15 билетов. ​
Продажа будет открываться постепенно с анонсами в социальных сетях Центра Вознесенского.

ПТ / 18.10 / 18.30 - 19.30 — ЛЕКЦИЯ АНАСТАСИИ ПРОШУТИНСКОЙ

ТЕМА:
«Тело и память»

КТО?
Анастасия Прошутинская, исследователь современного танца

ГДЕ?
Центр имени Вс. Мейерхольда, кафе (Новослободская ул., 23)

ЧТО?
«Должна быть веская причина, чтобы танцевать», — считает хореограф Мег Стюарт. Важен контекст, важен конфликт движения. Зритель должен понимать, что происходит. Важна ясность. Интересно, что так Мэг Стюарт говорит о своих работах — физически и эмоционально интенсивных, существующих будто на границе со сновидением или воспоминанием. Как много мы действительно должны знать, перед тем как увидеть? Ее сольные работы разных лет, представленные на фестивале «Территория» — конечно, не просто собрание «лучшего», а траектория вопросов, которые постоянно задает хореограф. Об этих вопросах пойдет речь на встрече перед показом спектакля.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход свободный по предварительной регистрации на сайте.

ПТ / 18.10 / 19.00 - 20.00 — ЛЕКЦИЯ НАТАЛИИ ПШЕНИЧНИКОВОЙ

ТЕМА:
«Тело голоса»

КТО?
Наталия Пшеничникова — вокалистка, композитор.

ГДЕ?
Музей современного искусства «Гараж» (ул. Крымский Вал, 9) 

ЧТО?
Лекция музыканта и вокалистки Наталии Пшеничниковой – рассказ о телесности в вокальной музыке и сочинениях для голоса XX и XXI веков на примерах собственных исполнительских и композиционных работ. Сюжеты лекции – телесность голоса, роль расширенных техник, психофизиология и нейроаккустика, движение как часть вокальных произведений. Лектор подробно расскажет о таких сочинениях, как «Звуковые скульптуры» Марселя Дюшана, «Книга песен» Джона Кейджа, а также произведениях Дитера Шнебеля, Кристиана Кестена, Сергея Невского, Хельмута Эринга, Дмитрия Курляндского и других композиторов.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход свободный по предварительной регистрации на сайте.

СБ / 19.10 / 15:00 - 18:00 — ЛЕКЦИЯ МАРИИ ТРЕГУБОВОЙ

ТЕМА:
«Опыт визуального театра»

КТО?
Мария Трегубова — один из самых востребованных театральных художников в России.

ГДЕ?
Центр Вознесенского (Большая Ордынка, 46/3)

ЧТО?
Она делала декорации для оперы «Манон Леско» в Большом театре, для иммерсивных постановок («Чёрный русский» Максима Диденко), для крупных драматических спектаклей в МХТ им. А. П. Чехова, БДТ им. Г. А. Товстоногова, Александринском театре, РАМТе, Театре на Таганке, Театре Наций, а также для камерных эстетских спектаклей. Мария Трегубова в ходе лекции поделится своим богатейшим опытом визуального театра — главным образом на примере Лаборатории Дмитрия Крымова, где визуальная выразительность является краеугольным камнем всей художественной системы. 

КАК ПОПАСТЬ?
Вход по билетам. Для зрителей в свободную продажу поступят не более 10-15 билетов. ​
Продажа будет открываться постепенно с анонсами в социальных сетях Центра Вознесенского.

СБ / 19.10 / 17.30 - 19.00 — ЛЕКЦИЯ ГЛЕБА СИТКОВСКОГО

ТЕМА:
Миры Эймунтаса Някрошюса: в начале было тело?

КТО?
Глеб Ситковский, театральный критик

ГДЕ?
Дом Щепкина (ул. Щепкина, д. 47, стр. 2)

ЧТО?
Приподнятые над бытом и уходящие от примитивного психологизма спектакли Эймунтаса Някрошюса исследователи справедливо относят к поэтическому театру. Но как ритмически организованы эти сценические поэмы?  Как музыка и звучащее слово в спектаклях Някрошюса связаны с человеческой пластикой и предметным миром? Этим вопросам посвящена лекция театроведа, критика Глеба Ситковского.

КАК ПОПАСТЬ?
Вход свободный по предварительной регистрации на сайте.

ПН / 21.10 / 15:30 - 17:30 — ЛЕКЦИЯ НИКОЛАЯ ПАЛАЖЧЕНКО

ТЕМА:
Современное искусство. Инструкция по применению

КТО?
Николай Палажченко — арт-менеджер, критик, искусствовед, куратор и продюсер многих выставочных проектов, коллекционер.

ГДЕ?
Центр Вознесенского (Большая Ордынка, 46/3)

Николай Палажченко поделится со студентами своим богатым опытом в организации экспозиций и фестивалей современного искусства, а также расскажет о том, как в настоящее время в России функционируют выставочные пространства, как устроен художественный мир, по каким законам он живёт, как развивается коллекционирование и что способствует успеху и продвижению актуального искусства.  

КАК ПОПАСТЬ?
Вход по билетам. Для зрителей в свободную продажу поступят не более 10-15 билетов.
​Продажа будет открываться постепенно с анонсами в социальных сетях Центра Вознесенского.

ВТ / 22.10 / 14:00 - 17:00 — ВСТРЕЧА С СОЗДАТЕЛЯМИ СПЕКТАКЛЯ «ОКТАВИЯ. ТРЕПАНАЦИЯ»

КТО?
Борис Юхананов — российский режиссёр театра, кино и телевидения, продюсер, актёр, педагог, писатель и художник. Дмитрий Курляндский — музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский, один из самых востребованных современных композиторов. Анастасия Нефёдова — художник по костюмам, главный художник Электротеатра Станиславский.

ГДЕ?
Центр Вознесенского (Большая Ордынка, 46/3)

ЧТО?
Создатели оперы «Октавия. Трепанация» расскажут о процессе создания спектакля, о специфике музыки и постановочных средств, о художественном замысле, имеющем богатую и долгую предысторию, а также о том, чем отличается российская версия постановки от той, что была представлена в основной программе юбилейного Holland Festival в июне 2017 года на сцене Muziekgebouw. 

КАК ПОПАСТЬ?
Вход по билетам. Для зрителей в свободную продажу поступят не более 10-15 билетов. ​
Продажа будет открываться постепенно с анонсами в социальных сетях Центра Вознесенского.

СР / 23.10 / 20.00 - 21.30 — ДИСКУССИЯ «ТЕЛО НА ВОЙНЕ И В КАТАСТРОФЕ»

КТО?
Алена Солнцева, театральный критик. Вячеслав Дубынин, физиолог.

ГДЕ?
Библиотека им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бул., 23, стр. 1)

ЧТО?
Самый важный спектакль фестиваля этого года – «Цинк (Zn)» Эймунтаса Нярошюса – вырос из литературы. Он посвящён взгляду писателя – Светланы Алексеевич – на человека в катастрофе, которыми стали война в Афганистане и катастрофа в Чернобыле. Критик Алена Солнцева и физиолог Вячеслав Дубынин обсудят, в чем соединяются художественный взгляд писателя и научный подход к физическому страдающему телу человека. 

КАК ПОПАСТЬ?
Вход свободный по предварительной регистрации на сайте.

Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит с 2006 года при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры города Москвы. В 2019 году фестиваль реализуется в рамках Национального проекта «Культура». Генеральный партнер фестиваля – Фонд Михаила Прохорова. Официальные партнеры – ПАО «Полюс», ПАО «НОВАТЭК». Партнер образовательной программы и спецпроекта «Арт-лаборатории» – ПАО «СИБУР».

События фестиваля проходят при поддержке Французского института при посольстве Франции в России, Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция», авиакомпании Air France / KLM, Посольства Швейцарии в России, Посольства Израиля в России. 

Партнер образовательной программы — ПАО «СИБУР Холдинг»
Центр образовательной программы — Центр Вознесенского
Куратор публичной программы — Дина Годер, театровед, критик, член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ