В рамках международного фестиваля Solo 2019 в Театральном центре «На Страстном» прошел показ спектакля Яна Фабра «Ночные дневники». Спектакль важен в первую очередь тем, что Фабр здесь сокращает расстояние между театром и жизнью, выносит реальность на сцену, чтобы прилюдно разбередить раны, а потом посыпать их солью.
На сцене — мастерская художника, застрявшая в безвременье. Все пространство усыпано песком, словно главный герой попадает в пустыню, где воспоминания — песчинки. По углам разложены редкие камни — из них скульптор еще не успел ничего сделать, а возможно и не собирался, довольствуясь их природной красотой. В центре стол — стеклянная столешница лежит на треногах вроде тех, какие бывают у мольбертов. На сцену выходит итальянский актер Лино Музелла, открывает дневники Фабра и начинает читать. Сквозь стеклянный стол его тень отбрасывается снизу на лаконичный задник.
Так мы узнаем о детстве Фабра. Поэт, художник и режиссер легок в своем рассказе. Мы слышим, и о потере Фабром брата, и о его выпивающей и пограничной матери, и о бабушке в мехах, которая теряет свои зубные протезы и заставляет восьмилетнего Фабра их искать. А вот Фабр уже взрослый, он признается, что имел групповой секс со всеми своими актерами. Правда, сожалеет, что для записи этого признания у него не нашлось под рукой красной ручки. Дело в том, что в своем дневнике синими чернилами он пишет реальные события, а красными — вымысел. Это задает особые условия существованию актера. Он не играет Фабра, как бы отбрасываемая им тень не походила на автора дневников. Он просто читает их, он — предводитель собравшихся в зале вуайеристов. В его рассказе понять, что написано синей ручкой, а что красной, невозможно. Вырываемые из потока слова и фразы появляются на заднике, но и они окрашены сухим документально белым цветом. Пожалуй, первая интересная особенность этого спектакля в том, что он показывает, как актуальный театр работает с текстом, как он может практически полностью из текста состоять и при этом не скатываться в драматичность нарратива, поскольку Фабр не стремится вызвать своим рассказом сопереживание зрителя, он не просит жалости и сочувствия. Его детство — отнюдь не самое тяжелое. Его травмы — не самые шокирующие. Куда фактурнее его сознание, которое и становится главным действующим лицом.
«Я — ошибка», — признается устами актера Фабр. Ошибка, которая хочет стать человеком, принять себя таким, какой есть. Смешивая сперму, кровь и слезы Фабр рисует на сцене пространство своего сознания. Сперма — сок желаний, кровь — сгусток фантазий, слезы — капли реальности. В этот момент понимаешь, что на сцене не столько мастерская, сколько иллюзорная среда реального художника. Четыре камня, разложенные в этой пустыне, — это четыре элемента, составляющие его сознание: камень-ученый, камень-писатель, камень-философ и камень-доктор. Он называет их «ШТЕЙНами». Ученый — ЭйнШТЕЙН, писатель — Гердруда СТАЙН, философ — ВитгенШТЕЙН и доктор — ФранкенШТЕЙН.
С этого момента сцена — не место, где за столом сидит тело. Это площадь анархии фантазии. Тело исчезает. Фабр постулирует, что как предмет человек не красив и не полон. Но он может стать интересным, заполняя свое сознание камнями. «Мы можем стать тем, чем мы живем». Это особый уровень эксгибиционизма. Не обнажить свое тело, а вывернуть свою душу. «Я пускаю кровь своим мыслям» — вновь признается Фабр устами актера. Повышают градус эксгибиционизма и черно-белые кадры на заднем плане. Это кадры из раннего фильма Фабра, который сам художник признает провальным и дилетантским. Показать себя не с лучшей стороны, предстать не сыном матери Клеопатры и отца Рокфеллера, а трагичным и честным рыцарем отчаяния — во многом цель этого спектакля. Он — шоковая терапия для режиссера, сложная задача для актера и наркотик для зрителя. «Я хочу, чтобы после моих спектаклей зрители выходили с галлюцинациями, а потом еще неделю ходили под кайфом» — вновь зачитывает со сцены актер мысли режиссера.
Этот спектакль буквально погружает в пучину ночи, что обостряет саундтрек от Стефа Камиля Карленса. Фабр пишет свои дневники по ночам, когда все стихает, когда легче чувствовать биение сердца, дыхание. Когда легче фиксировать свой бред. Когда можно не маскировать эротические желания. Когда проще всего фиксировать зарождающееся в себе и выходящее из себя искусство.
После спектакля Ян Фабр объявил, что через год, 1 октября 2020 года, привезет в Театральный центр «На Страстном» свой новый проект (который еще не поставлен), а сейчас начинает работу с актерами БДТ имени Г.А. Товстоногова над новой постановкой «Ночных дневников». Сами дневники, из которых составлен спектакль, были переведены на русский, их можно найти в книжных магазинах, но надо отметить, что изданы они посредственно и в сокращенном варианте.