Очередным событием фестиваля «Территория» стали показы перформанса «Вакуум» в постановке Филиппа Сэра — одного из главных швейцарских хореографов-экспериментаторов.
«Вакуум» —тихая танцевальная пьеса, которая временами может казаться неподвижной. В узкой раме, снизу и сверху подсвеченной неоновыми лампами, с акульей пластикой выплывают обнаженные тела двух танцовщиков, которые как будто заперты в темном аквариуме. Они выглядят подвешенными в воздухе, не знающими гравитации, способными легко перемещаться, как в геометрических, так и в гравитационных плоскостях.
Из тьмы на свет проступают фигуры, снова и снова растворяясь в вакууме, словно дым. Одни и те же повторения. Обостренная звуковая тишина. Зрелище идеально описывается словом «завораживающее». По мере развития, в череде повторений начинают появляться новые формы, ускоряться темп. Отдельные части тела можно разглядывать, как облака, узнавая в очертаниях то искаженные лица, то черепа.
Движения танцовщиков предельно собраны, точны и увлекательны, со временем они усложняются в структуре, которая до самого финала остается сенсационно пустой. Только две полоски света, зажатые между ними два тела и немного иллюзорной левитации.
Отдельные высвечиваемые кадры прекрасны своей многозначительностью. В них узнаются образы с полотен Фрэнсиса Бэкона, разве что не достает свойственных Бэкону воспаленности, боли и вины. Однако всю магию разрушила претенциозность.
По сути, перформанс — это выяснение отношений между светом и телом, между телом и тьмой, между полостью и наполненностью. Заданная форма считывается за секунды и остается неизменной до самого финала. Перформанс явно отсылает к экзистенциальной проблематике подвешенности человека в безграничном мраке космоса. Но чем дальше идет развитие, тем больше происходящее походит на шоу, на инсталляцию вокруг оптической иллюзии.
Одной из возможных причин такого эффекта могло стать то, что постановщик так и не решил в каком пространстве он работает — высокой визуальной культуры или массовой поп-зрелищности. В кульминационный момент звенящая и очень точно артикулированная тишина сменяется музыкой барокко. И тут окончательно рушится все интересное, что удалось достичь хореографу. Поскольку выбрано им самое «попсовое» и затертое произведение — «Cold Song» Генри Перселла, еще и в эстрадном, «попсовом» исполнении. Отныне то, что могло перерасти в экзистенциальное размышление о месте человека в мировой пустоте, стало выглядеть амбициозным видеоклипом. И такой финал обиден. Поскольку в перформансе действительно есть задатки нового танца, сладострастного вихря мышечного экспрессионизма, но в какой-то момент изменившие хореографу вкус (как минимум, музыкальный), а также чувство меры и динамики, не принесли ощутимых плодов. Свежая и местами инновационная идея так и осталась запертой в аквариуме ограниченного неоновыми лампами сознания постановщика.
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит с 2006 года при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры города Москвы. В 2019 году фестиваль реализуется в рамках Национального проекта «Культура». Генеральный партнер фестиваля – Фонд Михаила Прохорова. Официальные партнеры – ПАО «Полюс», ПАО «НОВАТЭК». Партнер образовательной программы и спецпроекта «Арт-лаборатории» – ПАО «СИБУР».