На фестивале «Территория» прошли показы спектакля «Косой дождь» в постановке бразильского хореографа Гильерме Ботельо. Когда-то хореограф признавался, что является большим поклонником бега и Чарльза Дарвина. Оба своих увлечения он использовал в качестве вдохновения для создания «Косового дождя» — современного танца, на который московская публика сначала неохотно скупала билеты, а потом несколько вечеров подряд провожала спектакль стоячей овацией.
На сцене все предельно лаконично — 16 танцовщиков непрерывным потоком пересекают сцену слева направо. Их повторяющиеся ансамблевые движения постепенно переходят от «ползания на четвереньках» к весеннему, легкому и изящному спортивному бегу. В течение часа перед зрителем проносится метафора эволюции человека как минималистичный танец. Но несмотря на то, что концепция кажется предельно простой, схематичной и считывается в первые минуты, хореограф и танцовщики превратили происходящее в зрелищный, визуально насыщенный и эмоционально сильный спектакль.
Такие слова, как «бегать», «кататься», «ходить» и «ползать», не отражают детали, с которыми Ботельо поставил движения, и того разнообразия, которое в них нашел. В первой половине спектакля танцовщики представляют собой армию примитивных существ, слепо ползущих к прогрессу. Их конечности растопырены и выглядят хрупкими, но в их продвижении начинают возникать яркие различия. Кто-то более упорядочен в движениях, кто-то слишком увлечен тупиковыми ветвями развития. Кто-то движется быстрее, кто-то размереннее. Борьба за выживание показана не как конфронтация и столкновение одних с другими, а как коллективное параллельное движение суммы индивидуальностей.
По мере развития действия становится понятно, что танцовщики швейцарской компании Alias находятся в фантастической форме. Словарный запас их движений постоянно усложняется, движение остается односторонним, но теперь сопровождается шквалом сальто, вращений, комбинаций прыжков. Танцовщики вынуждены весь час пребывать в постоянной подвижности: едва они скрылись за правой кулисой, им нужно очень быстро перебежать вокруг сцены, чтобы вновь выйти из левой. Все сложные элементы выполнены в стремительном темпе и при этом с завораживающей ясностью и изяществом, каждое движение артикулировано, все точки расставлены. Гипнотический эффект усиливают, и свет Жана-Филиппа Руа, и музыка композитора Murcof с его тонко развивающимися гармониями.
Кульминационными вспышками этого непрерывного движения становятся целых пять сцен.
Во-первых, хореограф очень точно рисует закон любого цикла: чтобы перестать бегать по кругу и выйти на качественно новый уровень развития, нужно задержаться, остановиться, осмотреться и осмыслить происходящее. Именно в таких точках происходит скачок смены движений, которые тут же подхватывают самые быстрые и гибкие танцовщики и начинают вести за собой толпу.
Во-вторых, когда танцовщики вдруг впервые поднимаются с четверенек на обе ноги, эта способность прямохождения преподносится как важнейшее событие. Сначала танцовщиков продолжает тянуть к земле и движутся они под наклоном, по инерции, но сцена, где человек вдруг осознал свое прямое положение в мире, неспешно и гордо выходит из кулисы — становится поворотной во всем спектакле.
Третьим впечатляющим моментом становится первый и единственный контакт двух танцовщиков между собой. Они стоят на месте, пока все вокруг продолжают движение. Это первый опыт социализации, тот самый момент «настоящего» чувства, который делает дальнейшее движение бессмысленным, а все вокруг — бесцельным «бегом».
Когда кажется, что эволюция свершилась, хореографу уже ничего нового не изобрести, он делает четвертый красивый ход — танцовщики, продолжая свое движение, вдруг оборачиваются. Это становится метафорой развития у человека представлений о психике — возникновения способности к рефлексии. Отныне люди не слепо несутся вперед, а начинают осмыслять то, что оставили позади. Теперь уже не важно, кто прибежит первым, важно, чтобы добежали все.
И, наконец, в финале танцовщики полностью обнажаются, и начинают натягивать струны вдоль сцены. Спустя час непрерывного бега их мускулы и мышцы также натянуты. Исполнители предстают венцом творения телесного развития человечества — античными олимпийцами. В свою очередь, серебристые натянутые струны становятся метафорой как эволюционной энергии, пронизывающей человеческую жизнь, так и прямой визуализацией названия работы — «Косым дождем».
В результате, поклонники современной хореографии оказались под впечатлением от перформативности работы (танцовщики ни на секунду не останавливались, и их физическая усталость и измождение становились важными частями спектакля). А ценители традиционного танца не скучали из-за зрелищности и насыщенности событий. Так «Косой дождь» стал первым претендентом на главное открытие фестиваля «Территория» этого года. Он стал тем, что всегда на фестивальных показах самое ценное, — ситуацией, когда объяснить успех легко, сложно было его предугадать.
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит с 2006 года при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры города Москвы. В 2019 году фестиваль реализуется в рамках Национального проекта «Культура». Генеральный партнер фестиваля – Фонд Михаила Прохорова. Официальные партнеры – ПАО «Полюс», ПАО «НОВАТЭК». Партнер образовательной программы и спецпроекта «Арт-лаборатории» – ПАО «СИБУР».