С 8 по 17 ноября в Москве пройдет международный фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникин. Редакция «Вашего досуга» собрала в одну статью десять причин не пропускать это событие.
Причина №1 — документ
Документальному театру как явлению уже почти сто лет, но это по-прежнему одно из самых актуальных направлений в искусстве. Первый фестиваль-мастерская — это смотр документальных спектаклей последних лет и попытка исследовать это направление в театре во всем его многообразие.
На Брусфесте пройдут сразу две лаборатории: 10 ноября Михаил Патласов с экспериментальной мастерской попробует заглянуть в будущее, а уже 13 ноября можно увидеть финальные показы междисциплинарного проекта «Практика постдраматурга», за успехами которой неравнодушные зрители следили почти год.
Причина №2 — табуированные темы
В театре их осталось не так много: секс, деньги и смерть. Семен Александровский и Ксении Перетрухина обратились к последней и одной из самых запретных тем для человеческого сознания — смерти. Фестиваль откроется их совместной работой «Смерть на работе». Умирание в спектакле исследуют инструментами свидетельского театра. Его герои — люди, работающие со смертью: могильщик, священник, сотрудник похоронного бюро. Для них смерть — рутинная, ежедневная работа, а не мистическое событие.
«Смерть на работе» можно будет увидеть 8 ноября в 20:00, в Театральном центре на Страстном.
Причина №3 — нейросеть
«Пыль» — спектакль, созданный нейросетью. В новосибирском театре «Старый дом» к работе над вербатимом о жителях современного мегаполиса подключили искусственный интеллект. Нейросеть обрабатывала собранные материалы, помещая их в свою, статическую логику. Лишённые эмпатии цифры создают жесткий контекст для гуманистических тем, поднятых в спектакле: одиночество стариков или незащищённость детей.
Спектакаль Михаила Патласова «Пыль», прибывший к нам прямо из будущего, на фестивале покажут 12 ноября в 20:00 на Другой сцене Современника.
Причина №4 — шокирующие реальные истории
Двое девятиклассников, Дениса и Кати, забаррикадировались в частном доме, открыли огонь по наряду полиции, а затем покончили с собой. Звучит, как первая полоса раздела происшествий или страшная сводка криминальной хроники, но для Хабаровского ТЮЗа спектакль «Бонни и Клайд» — не повод для спекуляции. Режиссер, Виталий Федоров предлагает посмотреть на страшное событие с точки зрения ответственности, которую мы привыкли перекладывать на школу, власть, общество, социальные институты, родственников. Можно ли уловить свою, личную причастность к трагедии, произошедшей в далеком городе с незнакомыми людьми?
Ответ по запросу станет доступен зрителям спектакля «Бонни и Клайд» 14 ноября в 19:00 и 21:00 на сцене театра «Практика».
Причина №5 — театр предмета
Для большинства зрителей предметный театр по-прежнему «Terra Incognita». На фестивале представят один из самых необычных проектов в этом жанре — спектакль-исследование «Наблюдатели» режиссёра Михаила Плутахина. Главным документом в нем стали вещи, привезенные научными экспедициями Музея истории ГУЛАГа из мест бывших лагерей, с Чукотки и Колымы. У зрителей будет возможность встретится не с посредником, передающим ему свидетельство, а физически соприкоснутся с носителем, бытовыми деталями ушедшей эпохи.
Спектакль «Наблюдатели» ждет зрителей 14 ноября в 19:00 на малой сцене театра «Практика».
Причина №6 — глубокие личные переживания
Ровно столько и никак не меньше предлагает спектакль-инсталляция Вики Приваловой «Мам, привет» . Она объединяет в узнаваемом пространстве постсоветской квартиры острые переживания детей, связанные с родителями. Можно взять со стола конфету и съесть ее, слушая историю девушки о том, как в детстве она украла у мамы деньги на сладости, или оказаться за ширмой и узнать историю каминг-аута молодого человека из далекого сибирского города.
Пережить «Мам, привет» можно 15 и 16 ноября в театре «Практика».
Причина №7 — сталинский террор
Этот страх надо пережить, чтобы понимать почему нельзя потворствовать культу личности, грозящему вернутся в российскую действительность. Спектакль творческой лаборатории «Угол» (Казань) создан в технике иммерсивного театра, когда зрители сами становятся исполнителями – озвучивают тексты, так как актерская игра не в состоянии передать жизненную правду документа. В основу «Свидетелей» легли реальные документы эпохи сталинского террора: списки расстрелянных священнослужителей, письма из лагерей, заявления, доносы, протоколы допросов.
Присоединится к спектаклю «Свидетели» можно 15 ноября в 17:00 и 19:00 в «Боярских платах».
Причина №8 — индивидуальный опыт
Сразу два спектакля на BRUSFEST'е предлагают вам стать единственным, уникальным, зрителем. Спектакль «Быть может, все драконы…» театральной компании «BERLIN» (Бельгия), рассчитан на тридцать мест, но каждый зритель находится один на один с экраном и транслируемой на нем монопьесой. Сюжетом для пьес стали вирусные ролики с ютуба и заголовки желтой прессы. В спектакле собраны невероятное факты, которые могут стать очевидными, если пересказать их тет-а-тет.
«Время которое» Смена Александровского, предлагает не делить ваш опыт больше ни с кем. В назначенное время зритель приходит в библиотеку СТД и получив из архива свою папку со спектаклем, погружается в события конца 30-х годов.
Показы «Быть может, все драконы…» пройдут в ЦСИ «Винзавод» 9 и 10 ноября , первый сеанс в 13:00 последний в 18:30.
«Время которое» можно поймать в библиотеке СТД каждый день кроме субботы и воскресенья с 12:00 до 19:00.
Причина №9 — попасть раньше всех на премьеру
Причина, кажущаяся совсем незначительной, но при этом такой притягательной. На BRUSFEST'е в театре «Практика» пройдет премьера спектакля «Пограничное состояние», совместной работы Vaba Lava (Эстония) и Мастерской Брусникина (Россия). Театральные сезоны Vaba Lava в этом и следующем сезоне курирует литовский прозаик и драматург Марюс Ивашкявичус. Фокус его кураторской программы — судьбы людей, проживающих с 1989 года в странах Балтии, России, Белоруссии, Украины, «людей переломного периода». В1992 году госграница разделила на два города бывшие раньше единым целом Ивангород и Нарву. Создатели спектакля «Пограничное состояние» пытается понять, как изменилась жизнь обитателей этих городов.
Первые показы спектакля «Пограничное состояние» пройдут на основной сцене театра «Практика» 9 и 10 ноября в 20:00.
Причина №10 — выставка
«Человек размером с дом» — так называется выставка, посвящённая Дмитрию Брусникину – режиссёру, актёру, наставнику, выростившему не одно поколение актеров и основателю одной из самых ярких театральных компаний — Мастерской Брусникина. Можно сказать, личность этого человека — главное событие фестиваля, заканчивающегося в день рождения мастера — 17 ноября.
Организаторы фестиваля – Театр «Практика» и Мастерская Брусникина.
При поддержке Департамента культуры г. Москвы и Фонда президентских грантов.
Партнеры фестиваля – Национальный союз поддержки правообладателей, ЗАО Управляющая компания «РВМ Капитал», группа компаний Star Media, Яндекс такси.