На недавно открывшейся Площадке 8/3 театральная компания «Барабан» показала свой перформанс Pastoral, который поставил Владимир Бочаров.
На входе всем зрителям раздают карточки с эротическим содержанием. Эти же карточки в количестве 60 штук стопкой лежат перед четырьмя перформерами. Каждый по очереди вытягивает себе одну и следует инструкции. Кому-то надо дышать — «как приговоренный к смерти», «как спящая собака» или даже «как едкий запах пота, мужского тела, мочи и одеколона». Где-то перформерам приходится вступать в контакт с партнёрами («выписывать арабески в синей субстанции небес», «блуждать пальцами по телу любовника(-цы)» или «поменяться одеждой с любовником(-цей)»), а где-то зачитывать текст — как невинный («Я обнял ее, раздел, она при этом даже не шелохнулась, и отнес ее, холодную как лед, в мою постель») так и более откровенный («Я на всю катушку мастурбирую, я кончаю как сумасшедшая»)
Порядок карточек заранее неизвестен. Участники перформанса сами определяют как реагировать на новые обстоятельства и, в зависимости от эмоционального состояния и степени возбуждения (как собственной, так и публики), выбирать подходящий набор действий.
То, что начинается с нежности, флирта и соблазнения постепенно переходит в возбуждение, а затем и в хищные объятья. Вот публика уже видит, как люди «дурачатся», барахтаясь друг на друге с одной лишь целью — вступить в более тесный телесный контакт, потереться запретными местами. Любовное влечение часто становится предметом изучения театральных художников, но редко зрителю предлагают неэстетизированный эротический акт как самоцель, еще и в открытой форме. Когда 60 карточек заканчиваются, зритель может начать руководить процессом. Напряжение уже на пике, нужно лишь встать со своего места и положить в опустевшую стопку свою карточку, полученную на входе, а дальше наблюдать как перформеры выполнят условие. Надо признать, догадываются и решаются на это немногие. На премьерном показе в Москве — вовсе никто. Хотя вроде бы атмосфера сама этого требует.
Если поначалу откровенные сцены вызывают румянец у публики и желание отвести взгляд, то к середине каждый уже готов воспринимать эрос без стеснения. Полного обнажения и прямых контактов не происходит, но перформанс работает с эротическим чувством ярче многих откровенных спектаклей, заполненных обнажениями.
Название перформанса «Пастораль» отсылает к сельским, приземлённым темам. Что может быть обыденнее сексуального возбуждения и его сублимации, но именно эти сферы человеческой жизни часто остаются за пределами театрального искусства. Эта «Пастораль» устроена смешно и одновременно остро. Поскольку инструкции перетасованы, часто мальчикам нужно взаимодействовать с мальчиками, а девочкам с девочками. Некоторые сцены от этого становятся крайне комичными, другие — восхищают смелостью и решимостью. Перформеры Полина Шатохина, Илья Оши, Лия Латыпова и Кирилл Дрига реально готовы на все — изображать «дыхание, утонувшее в сперме», публично гладить себя, признаваться в самых «потаенных» вещах.
Особая роль отведена сценам насилия. Pastoral буквально визуализирует как неудовлетворенное делание приводит к агрессии. В калейдоскопическом образе совместного сексуального переживания начинают проступать жесткие сцены, где обоюдного согласия получено не было.
В первую очередь в перформансе очень красиво сочинены тексты карточек (авторы — Владимир Бочаров и Полина Шатохина), собранные из фильмов, песен и книг. Редко перформерам навязываются некие прямые инструкции. Скорее им предлагаются темы для размышлений, которые те могут обработать вербально (зачитав текст вслух), пластически или психологически. Зрители наблюдаем за их поведением и при этом сами становятся местом действуя, анализируя, какие эмоции в них вызывает происходящее. Так, для кого-то Pastoral может оказаться тестом на ханжество, для кого-то — ретравматизирующим опытом, для кого-то — скабрезной шуткой, а для кого-то — нежной историей плотской любви.
Завершается этот процесс красивой кульминационной сценой, где даже тем, кто на протяжении всего действия не понимал, что происходит, объясняют правила разворачивающейся перед ними игры. В этом отказе от иерархий, работе в том числе со зрительской свободой — еще одно ценное достижение перформанса. Оказывается, именно эротические и сексуальные темы вызывают во многих из нас самые сильные зажимы.