Известный режиссер и драматург Владимир Немирович-Данченко говорил, что для появления театра достаточно коврика, на котором двое артистов могут показать все, на что они способны. Спустя годы эти слова по-прежнему актуальны. Но как во времена Немировича-Данченко, так и сегодня, театр все же постоянно ищет новые средства для того, чтобы донести свои идеи до зрителя. Когда-то это были лишь картонные декорации, позже появились микрофоны, профессиональный свет и звук, а в начале 20-го века новым трендом стало использование монтажных приемов. В России отрезки кинофрагментов в «живую» игру актеров на сцене первыми ввели Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд, а за рубежом это был немецкий режиссер Эрвин Пискатор.
Театральное искусство уже вышло на новый эволюционный виток и продолжает развиваться — новые технологии дают такие средства выражения, о которых прошлые поколения не могли и мечтать. Видеомаппинг, цифровые декорации, виртуальная реальность и отслеживание движений с помощью инфракрасных датчиков — все это постепенно входит в театральный мир и нередко порождает новые жанры.
Самый яркий пример тому — знаменитая немецко-швейцарская группа Rimini Protokoll, известная своими «документальными спектаклями». В ее постановках на стыке интерактивного театра и перфоманса широко используются технологии дополненной реальности для полного погружения зрителя в действо. Впрочем, не обязательно обращаться к звездам мировой величины, есть и менее масштабные примеры — такие как экспериментальный французский театр AdrienM со спектаклем Cinematique, полностью основанном на видеомаппинге и AR-технологиях.
«Цифровой театр» в России
Осваивает новые технологии и российский театр, в последние годы цифровые декорации все чаще заменяют громоздкий реквизит, открывая безграничные возможности для экспериментов. Логично, что первыми в этот процесс включились ведущие сцены страны: к примеру, в постановке «Русалка» в Большом театре по задумке Тимофея Кулябина прозрачное окно больничной палаты превращалось в экран, на который проецировалось изображение артистки. Технические специалисты реализовали такое решение с помощью так называемого «умного стекла», меняющего степень прозрачности, и всего одного лазерного проектора Epson EB-L1505UH с ультракороткофокусным объективом.
В Мариинском театре уже несколько лет работает отдельный сектор интернет-телевидения, где решаются вопросы цифрового оформления спектаклей. По словам ведущего инженера этого сектора А. Николаева, мультимедиа-оборудование позволяет не только быстро сменить декорации, но и подчеркнуть те моменты, которые обычно ускользали от внимания зрителей. Так, в спектакле Second I во время танца Ксении Зверевой на заднике крупным планом можно увидеть руки, глаза — самые выразительные нюансы, способные дать новый взгляд на спектакль в целом.
Активно использует «цифру» и Башкирский оперный театр в Уфе — творческая родина Рудольфа Нуриева. Не так давно театр приобрел новые инсталляционные проекторы Epson L1715S, и сегодня это оборудование максимально задействовано в балете «Времена года» и в постановке «Аттила». Также на базе проекторов Epson создает декорации Екатеринбургский ТЮЗ — одна из наиболее современно оборудованных сцен Урала.
А в последних, крайне минималистических постановках Константина Богомолова, огромные проекции решают вопросы не только декораций, но и способа существования актеров на сцене. Благодаря крупным планам и сверхчувствительным микрофонам исполнителям не нужно форсировать голос — кричать (чего, к слову, просил избегать еще Гамлет), не нужно броского грима, отчаянной мимики и жестикуляции для выражения чувств.
Максимальный отклик новые технологии находят, как и следовало ожидать, у молодых режиссеров. В прошлом году в тюменском МТЦ «Космос» был впервые показан полноценный VR-спектакль Данила Чащина «В поисках автора». Экспериментальная постановка совмещает живую игру актеров и виртуальную реальность, в которую зритель попадает, надевая VR-очки. Причем «виртуальное действо» начинается еще до спектакля — уже в фойе зрителей встречают плоские фигуры персонажей с QR-кодами. Наведя камеру смартфона, можно узнать о личности персонажа и даже увидеть его странички в соцсетях.
Еще один нашумевший проект в формате виртуальной реальности VR 360 — «Клетка с попугаями» Максима Диденко, а также его последняя на данный момент работа «Текст». Спектакль «Текст» по Д. Глуховскому сегодня можно увидеть в московском театре им. М.Н. Ермоловой. Жанр этой постановки, выполненной полностью в цифровых декорациях, определен как «кибернуар», и реальность в ней создают трехматричные лазерные проекторы Epson. При этом широкое использование «цифры» у Диденко дополнено игрой в лучших традициях русской психологической школы.
К сожалению, еще рано говорить о полномасштабной «цифровизации театра», о широком использовании AR и VR-оборудования в регионах — технологический парк многих театров давно требует обновления. И в России пока еще нет ничего, сопоставимого с работами немецко-швейцарской театральной группы «Rimini Protokoll» (не считая, конечно, франшизы). Но театральное искусство, как ничто другое, открыто для экспериментов и технические инновации уже стали его частью.