С 25 ноября по 8 декабря 2018 года на цокольконом этаже Нового Пространства Театра Наций проходит мультимедийный спектакль «Я убил царя». Режиссером выступил дважды лауреат премии «Золотая Маска» Михаил Патласов. Роль последнего российского императора исполняет народный артист России и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Всего в мультимедийном спектакле задействованы 35 актеров театра и кино.
Масштабность — первое преимущество проекта. Просмотр всех сюжетных линий займет у вас два часа. Но перед этим постановщики потратили много месяцев на изучение документов, которые предоставили Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив фонодокументов, Российский государственный военно-исторический архив, Санкт-Петербургский филиал Архива российской академии наук, Государственный центральный музей современной истории России и Музей истории Екатеринбурга.
Документальность — второе преимущество и главная сильная сторона спектакля. Каждый факт, с которым вы столкнетесь в ходе двухчасового путешествия из 2019 в 1918 год, подтвержден документально. Вы станете свидетелями быта, катания на санях, а также увидите ту самую ночь с 16 на 17 июля 1918 года, когда в Екатеринбурге, в подвале дома инженера Николая Ипатьева, были расстреляны семья и придворные последнего российского императора Николая II.
Расследование — важный вектор в развитии драматургии проекта. Расследование обстоятельств дела о знаменитом убийстве ведется до сих пор. Создатели подходят к материалам основательно, выдерживают интригу, которой позавидуют многие детективы, и рассказывают историю не только со стороны жертв той страшной ночи, но и со стороны тех, кто исполнил постановление исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На биографиях и свидетельствах членов расстрельной команды построена значительная часть виртуального спектакля. Вы не просто перенесетесь на 100 лет назад, вы пройдете весь путь (а точнее подниметесь по шахте лифта истории) до наших дней, увидев, как та роковая ночь повлияла на наше настоящее.
Развлечение — первое, что отпугивало от этого проекта. Зачем такую масштабную и основательную работу обличать в формат интерактивного спектакля в виртуальной реальности? Не лучше ли было поставить большой спектакль или снять кино? Как оказалось, не лучше. VR-формат позволяет не только лучше погрузить зрителя, превратить его самого в свидетеля и расследователя одновременно, «игровой формат» существования зрителя делает это двухчасовое изучение порой скучных, а порой и страшных архивов и реконструкций увлекательным и переносимым процессом.
Техническая реализация порадует всех, кто следит за развитием технологии виртуальной реальности. Находясь на «чужой» территории, режиссер не стал скрывать все несовершенства технического оснащения, не пытается выстроить глянцевый фасад потемкинской деревни с разъезжающимися швами. Он все эти швы выпячивает наружу и тем самым обращает несовершенство технологии в художественное средство. Вырезки из протоколов, фотографии будут возникать вокруг вас, превращаться в театрализованные этюды и вновь растворятся в безжизненных свидетельствах. Эта обрывочность и «вырванность» визуально так и оформлена, отчего, даже когда вы будете видеть технологические швы, вас это не смутит.
Страх — одна из главных эмоций, с которой придется бороться во время просмотра. Надев очки виртуальной реальности, вы обнаружите себя подвешенным в своеобразной шахте лифта, уходящей глубоко в бездну и возвышающейся далеко за пределы вашего зрения. По этой шахте вам нужно будет перемещаться, управляя вращением головы. Все, кто боятся высоты и подвержены клаустрофобии, наверняка уже на этапе описаний ощутили липкий ужас. Несмотря на интерактивность процесса, жесткая тема, полная насилия, вины, убийств и разрушений, нисколько не будет успокаивать и умиротворять. Атмосфера спектакля давлеющая, вам придется как-то договариваться со своим страхом. Все, что вам могут предложить на месте — это стакан воды и небольшой отдых, если закружилась голова.
Голова действительно может закружиться. Оторваться от такого захватывающего изучения темных страниц нашей истории невозможно, время пролетает незаметно, а технология здесь используется не самая передовая — то, что называют «виртуальной реальностью с телефона» — вам вставят мобильный телефон прямо в очки и вы будете через две линзы смотреть в экран, находящийся в 5 см от ваших глаз. На визуальную и эстетическую сторону проекта технология работает отлично, но на человеческую физиологию — нет.
В этой негативной особенности кроется и еще одна ценность спектакля — то, что оформлено как развлечение, игровое приключение в историю, на деле оборачивается историей насилия не только над историческими персонажами, но и зрителя над самим собой.