Тем, кто ходил на предыдущие работы Давида Эспиносы (фестиваль NET привозит его в Россию не в первый раз), «Всемирная история» покажется знакомой – приемы во многом те же самые: объекты, находящиеся на столе (чаще всего это сувенирные настольные куклы), которые в зависимости от того, что делает с ними автор, оборачиваются той или иной сценой из истории человечества.
В этот раз спектакль собран по цивилизационному и, отчасти, географическому принципам: взгляд творца из Вселенной наезжает на планету, зародившуюся в ней жизнь, заодно прихватывая (и примиряя в некотором смысле) разные теории происхождения людей: райский сад, в котором Адам и Ева лежат друг на друге, при появлении наблюдающего за ними динозавра становится в тот же миг мезозойскими джунглями, и действительно непонятно, почему это обязательно должно противоречить друг другу?.. Затем наше внимание, как будто направляемое камерой, проходит по очереди по всем континентам, начиная с Африки и заканчивая Северной Америкой; Евразия представлена разными странами в разные эпохи: есть китайский период, наполеоновская Франция, античная Греция. Поначалу еще кажется, что есть строго соблюдаемая хронологическая последовательность, но ближе к финалу ассоциативный характер развития действия вытесняет этот принцип, и на одном столе оказывается матрешка с лицом Сталина и дама в кринолине. На каждом материке перед нами разворачиваются самые широко известные и узнаваемые сюжеты: крокодил + рабы + сфинксы = Египет. Корабль, перевозящий сигарету + кофе + чипсы Принглс = открытие испанцами Южной Америки.
Схема меняющегося видения примерно одинаковая: сначала фигурка появляется в своем оригинальном виде, зрителям легко ее опознать, и играет она саму себя. Британский гвардеец в полной амуниции, крестоносец, чернокожая полуобнаженная девушка. Затем Автор (Йорди Касановас) – сосредоточенный мужчина в простой клетчатой рубашке, передвигает фигурки, комбинируя их в разные группы или добавляя какой-то элемент (например, он снял с себя цепочку, обмотал вокруг шеи чернокожей фигурке и вложил другой ее конец в руки египтянина, мгновенно нарисовав недвусмысленный образ рабовладения), что меняет представшую перед нами картину. Или, выключив свет, высвечивает своим фонариком фигурки так, что их тени показывают нам «совсем другое кино». Чаще всего на этой темной стороне разворачиваются более сложные отношения между нациями: колониальная эксплуатация людей и природных ресурсов, революции, военные столкновения.
Слово «кино» здесь совсем не случайно: каждое явление, проходящее при свете, озвучено иронической песней (звуком и светом управляет сидящий недалеко от сцены сам Давид Эспиноса) но движения теней на стене сопровождаются ауидоодорожками из разных произведений мирового кинематографа, так что получается такое теневое кино, эстетикой и даже отчасти формой кукол отсылающее к знаменитому анимационному циклу Ваэля Шауки «Кабаре крестоносцев» (почти 10 лет назад биеннале Манифеста 10 привозила его в Петербург). Шаука снимал свои работы по некогда нашумевшему роману ливанского историка Амина Маалуфа «Крестовые походы глазами арабов». Уже из названия понятно, что этот текст переворачивал привычный западный взгляд на события средневековой истории – и это тоже некоторым образом сопрягается с тем эффектом, что возникает во «Всемирной истории».
«Театр в одном чемодане» в силу своей специфики работает в самом востребованном и интересном сейчас сценическом сегменте – междисциплинарном театре. Театр предмета и объекта чередуются между собой и театром теней. Ирония переплетается с постиронией, комическое оборачивается трагическим – и обратно, – и все это переплетено с образами масскульта. Кстати, любопытно, что в русском языке это сокращение включает в себя и понятие «культ», ведь Эспиноса в этой работе не только оборачивает размноженные стереотипы, творя из них историю, но и показывает оборотную сторону процесса: как сегодня выглядит наша история глазами этой так называемой культуры. Все сокращено и упрощено до предела (это очень модно в последнее десятилетие), с одной стороны – выделены важнейшие события и категории, с другой – разве этим исчерпывается человеческая цивилизация? «Все за 30 секунд» и сфера массовых развлечений – это же действительно культы XXI века, и за этой скоростью и массовостью все сложнее различать детали.
Впрочем, команда Эспиносы не только показала нам человеческое прошлое, но и легко нарисовала будущее: Касановас аккуратно составил все фигурки в большой пластиковый короб из Икеи, откуда они довольно грустно, признаться, наблюдали за финалом, в котором кукла папы римского, стоящая на пластинке «The Beatles», проповедует фигуркам детей. Разноцветные и разнонациональные они, выстроившись на столе, внимают голосу Джона Леннона, поющего знаменитые слова «Imagine there's no countries, It isn't hard to do, Nothing to kill or die for, And no religion too…», и среди этих детей не так легко заметить оранжевого гуманоида. Как бы то ни было, покидает Землю на космическом самолете все равно не он, а два ангела с крыльями. И это было бы очень смешно в театре, когда бы ни было… Нет, в театре это совершенно точно смешно.