В конце прошлого года мы опубликовали 10 самых интересных московских спектаклей 2019 года по мнению редакции. Как любой рейтинг, он вызвал много агрессии, обид и интереса. Но, пожалуй, самое интересное — это выбор зрителей. В нашем случае — наших читателей. Мы изучили, анонсы каких спектаклей получили больше всего просмотров, отзывов и в первую очередь оценок пользователей (далеко не всегда положительных, ведь, как известно, спектакль, за который проголосовали тысячи человек, пусть даже часть из них поставили низший балл, — гораздо ценнее, чем спектакли, где 5 сотрудников театра и их друзья дружно поставили высшую оценку). Итак, читатели «Вашего досуга» запомнили ушедший 2019 год следующими спектаклями.

10 МЕСТО: «ЗАРНИЦА» (ЦЕНТР ИМ. ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА, МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА)

«Зарница» — продолжение истории об антиутопическом будущем победившего «патриотизма», начатой в спектакле «Сван». В мире, созданном в пьесах Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, все говорят стихами. Но если сюжет «Свана» основан на сдаче мигрантами теста по стихосложению, то завязка нового спектакля Юрия Квятковского — в экзамене по «Зарнице», молодежной военно-спортивной игре, обязательной для школьников нового общества. Четыре подростка попадают в сказочный лес. Здесь, словно в шекспировском «Сне в летнюю ночь», они встречают древних лесных богов, которые все путают и по ошибке влюбляют девочку в девочку. Школьников играет младший курс брусникинцев, приняв эстафету от старших, занятых в «Сване».

драма

Зарница

4,0 Творческий микс танца, поэзии и драмы в сюжете про волшебный лес.
4,0

9 МЕСТО: «ПЕР ГЮНТ» (ТЕАТР ИМ. Е. ВАХТАНГОВА)

«Пер Гюнт» — первая постановка Юрия Бутусова в Театре Вахтангова в новой должности. Для публики, как и для режиссёра, она знаковая, и не случайно окончательный выбор пал на эту пьесу. Долгие скитания главного героя Ибсена заканчиваются вопросом о том, кто он и кем он был, а спектакль содержит ответ самого режиссёра — о себе и своём творческом пути. История Ибсена, пересказанная Бутусовым, воспринимается как длинная, четырехчасовая, страшная сказка про мальчика Пера, боявшегося увидеть самого себя без прикрас. Главный конфликт в ней внутренний, а раздвоенность главного героя, сыгранного в спектакле Сергеем Волковым и Павлом Поповым, позволяет этот конфликт сделать нагляднее.

драма

Пер Гюнт

4,0 Генрик Ибсен в интерпретации самого эмоционального режиссера двух столиц.
4,0

8 МЕСТО: «ПИНОККИО» (ЭЛЕКТРОТЕАТР СТАНИСЛАВСКИЙ)

«Пиноккио» — это дилогия Бориса Юхананова, посвященная исследованию театральных процессов. Первый спектакль «Лес» готовит зрителя к восприятию «пиномифологии», к мистерии, которая зародилась у Андрея Вишневского в 70-е годы прошлого века. Во второй части уже гораздо больше иронии и даже юмора. Беленький Пиноккио в плащике-колокольчике так и не дошел до школы. Живой марионетке просто нельзя было обойти стороной театр. Еще ничего про него не поняв, Пиноккио восклицает: «Я хочу играть в театре!».

драма

Пиноккио

4,5 Самая масштабная премьера сезона: мистерия с чертами метаоперы.
4,5

7 МЕСТО: «ЗАНОС» (ТЕАТР «ПРАКТИКА»)

«Занос» по пьесе Владимира Сорокина в постановке Юрия Квятковского начинается в фойе, зрителей небольшими группами приглашают на инструктаж. Двое серьезных мужчин в черных костюмах выдают наушники. Вместо залога зрители оставляют отпечаток пальца, давая таким образом согласие стать «ушами большого брата». На столе у людей в черном лежат фотографии подозреваемых. Их, как и каналов на наушниках, трое. В зале зрители могут сами выбрать за кем хотят подслушивать. Прослушка спектакля через наушники на первый взгляд кажется аттракционом, но несколько каналов выполняют в спектакле практическую функцию. Переключаясь между ними, зритель получает возможность самостоятельно монтировать спектакль. 

драма

Занос

4,5 Антиутопия Владимира Сорокина, предлагающая новый взгляд русский миф о власти как движущем механизме истории.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

6 МЕСТО: «ТЕЛЛУРИЯ» (ТЕАТР НА ТАГАНКЕ)

Если вы думаете, что раз антиутопия, значит ярко, эффектно и весело, как в «Идеальном муже», то нет. Никакого зрелища и иллюстративности в привычном понимании. Богомолов поставил спектакль, похожий на читку. Негромким голосом, почти без эмоций, известные актеры произносят сорокинские тексты в микрофон. Двигаются мало, «играют» еще меньше. За них почти всё делает текст. Плотный, вязкий, тонко стилизованный, безусловно, сатирический. Кстати, из 50 новелл романа Богомолов выбрал лишь часть. И не самых очевидных.

драма

Теллурия

3,5 Долгожданная премьера Константина Богомолова по мотивам одноименного романа Владимира Сорокина.
3,5

5 МЕСТО: «БОРИС» (ТЕАТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО «АРТ-ПАРТНЕР XXII»)

Для премьеры спектакля «Борис» Дмитрия Крымова знаменитая фраза «Народ безмолвствует» — ключевая. В спектакле страна безмолвствует потому, что живёт паттернами, суевериями, теориями заговоров, и величие ее протеста исчерпывает пошлый анекдот и пачка разбитых об пол яиц. Взлет и падение Бориса умещается в одну затянувшуюся вечеринку после инаугурации, и кульминацией этого вечера становится не гибель царя, а «сцена у Фонтана», решенная как ещё один вставной номер концерта.

Борис Выбор редакции
антреприза

Борис

4,5 Новый спектакль Дмитрия Крымова по «Борису Годунову» Пушкина.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

4 МЕСТО: «ЗАВЕЩАНИЕ ЧАРЛЬЗА АДАМСА, ИЛИ ДОМ СЕМИ ПОВЕШЕННЫХ» (МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО)

Сначала был Чарльз Сэмуэль Аддамс – автор знаменитой «Семейки Аддамсов» (семьи фриков, живущих в странноватом и сюрреалистичном хоррор-мире). Именно он стал прототипом главного героя. А ещё был немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бёртона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте.Вдохновившись известными и даже хрестоматийными образами, создатели спектакля придумали новых героев для своей истории. Получилась страшно-смешная комедия – «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Беззастенчиво зрелищная и вызывающе ироничная; лёгкая и мудрая, смешная и трогательная. Здесь множество трюков и спецэффектов, здесь самозабвенно танцуют и вдохновенно поют. И очень несерьёзно говорят о самом серьёзном, пытаясь найти ответы на извечные вопросы бытия. 

драма

Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных

4,0 Комедия по мотивам знаменитой «Семейки Аддамсов».
4,0

3 МЕСТО: «ИНГЕР / БРАУН / ПРЕЛЬЖОКАЖ» (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И В. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО)

Балет «Прогулка сумасшедшего» был создан Йоханом Ингером в конце карьеры как танцовщика, и в нем отчетливо видны «личные» отношения танцовщика и хореографа с «Болеро». Балет Триши Браун «О сложная» поставлен на стихотворение Чеслава Милоша и музыку Лори Андерсон. На первый взгляд, она воскрешает романтическую форму па-де-труа балетных звезд в белых развевающихся одеждах, но танец оказывается не чисто лирическим высказыванием, а приправленным изрядной долей сарказма. 30-летняя залихватская «Свадебка» — из ранних опусов действующего мэтра Анжелена Прельжокажа — наполнена молодой активностью, чувственным темпераментом и отчаянной страстностью. Она — часть созданного хореографом цикла балетов под общим названием «Посвящение «Русским сезонам», в которых он вступает в спор и диалог с традициями, прошлым, воспоминаниями.

Ингер / Браун / Прельжокаж Хит
балет

Ингер / Браун / Прельжокаж

4,5 Российская премьера балетных одноактовок культовых хореографов.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

2 МЕСТО: «ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» (ТЕАТР НАЦИЙ)

Пьесу «Иранская конференция» написал Иван Вырыпаев, драматург и режиссер, чье имя известно не только театралам, но и тем, кто любит современное русское кино. Виктор Рыжаков – признанный мастер постановки вырыпаевских текстов. После «Кислорода» и «Бытия №2» были «Июль» (когда-то шел в «Практике), «Пьяные», «Иллюзии», «Dreamworks» (можно посмотреть в МХТ), в прошлом сезоне вышла «Солнечная линия» в ЦиМе. Когда-то Рыжаков угадал природу текстов Вырыпаева, которой сопротивлялся существующий театр. Угадал их поэтические свойства, предложив ритмическое решение взамен психологического, а актерскую дистанцию вместо перевоплощения. 

В «Иранской конференции» играют сплошь звёзды. Когда распределение было только озвучено в новостях и анонсах, все ахнули – такой россыпи знаменитых актеров давно не встречалось ни в одном спектакле: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Игорь Гордин, Ксения Раппопорт, Вениамин Смехов и другие. Составы постоянно меняются. Поэтому если хотите прийти именно на конкретного актера, обязательно проверяйте информацию на сайте. Актерская игра – это то, в чем можно проследить режиссерское решение.

Спектакль минималистичен: ряд прозрачных стульев на сцене, в глубине – экран. Когда кто-то говорит на авансцене у микрофона, можно наблюдать за реакцией других участников конференции: кто-то хмурится, кто-то насмешливо улыбается, кто-то, не слушая, тоскливо ждет своей очереди. Здесь, в этих молчаливых этюдах – много театра, уравновешивающего груду слов, впрочем, и каждый текст, каждый доклад тонко простроен режиссером и актерами: выступающий не просто высказывает свое мнение, но и интонацией, языком тела рассказывает про себя. А свет и звук помогают отделить внутренний монолог от публичного. 

Иранская конференция Хит
драма

Иранская конференция

4,5 Спектакль Виктора Рыжакова по новой пьесе уехавшего из России Ивана Вырыпаева.
4,5

1 МЕСТО: «МАТРОССКАЯ ТИШИНА» (ТЕАТР ОЛЕГА ТАБАКОВА)

Первое место показывает, что в большинстве своем зрители любят что-то известное и уже проверенное, желательно из прошлого. «Матросская тишина» — не новый спектакль, это ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-е годы XX века. Удивительная судьба у этой пьесы Александра Галича. Более 20-ти лет «Матросская Тишина» была запрещена, только в 1990 году ее поставил Олег Табаков в своем подвале на улице Чаплыгина. Спектакль «Матросская Тишина» сразу стал знаменит. Он открыл новую страницу в истории Театра-студии Олега Табакова, прославив своих создателей, как когда-то «Чайка» прославила МХТ.
«Наша «Матросская тишина» явно заслуживает жизни, а не забвения» — написал в своей книге «Моя настоящая жизнь» Олег Табаков.

драма

Матросская тишина

4,0 Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-е годы XX века.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: