28 января Максим Виторган впервые сыграет главную роль в спектакле Юрия Квятковского «Занос» по Владимиру Сорокину в театре «Практика». Михаила, ставшего из мультимиллионера просто миллионером, также играют Андрей Фомин и Николай Фоменко. В силу обстоятельств, актер появится в этой роли только спустя четыре месяца после запуска проекта. Если вы еще не успели посмотреть один из главных хитов театрального сезона, (а билетов в крошечный 87-местный зал «Практики» бывает не достать), у вас есть возможность сделать это в самое ближайшее время, в январе показы будут проходить днем и вечером.
Максим Виторган рассказал о том, каково это — увидеть спектакль глазами зрителя перед тем, как самому стать его частью.
Вы начали репетировать еще летом, единственный из исполнителей главной роли присутствовали на встрече с Владимиром Сорокиным, а на сцену выходите только сейчас. Почему?
Действительно, получился большой разрыв между основным блоком репетиций и моим появлением в спектакле из-за того, что не совпадали наши расписания. Фактически, это ввод, а я их не очень люблю. Уже все без меня решили, я прихожу в готовый рисунок. С другой стороны, — он не срочный и это хорошо.
Вы смотрели спектакль из зрительного зала? Кто играл главную роль в тот день?
Я приходил смотреть «Занос», в котором играл Николай Фоменко.
Несмотря на популярность текстов Сорокина в сегодняшнем театре, есть немало трудностей и даже опасностей в работе с ними, как вы считаете?
Я считаю, что Сорокин — не самый простой автор для экранизаций и сценических воплощений. Ключ к нему нельзя найти ни в бытовой сфере, ни в сфере театра символического в чистом его виде. Соединение режиссерского ума и авторского текста — это всегда путешествие по минному полю и не всегда результат может быть выдающимся, но всегда будет интересным. Для меня это первое столкновение с текстом Сорокина на сцене, первая работа с Юрой Квятковским, и первое мое появление в театре «Практика». Этих факторов достаточно, чтобы я захотел принять в этом участие.
Как вам работается с актерами Мастерской Брусникина?
Здесь все молодые, а я уже человек пожилой, мне нужно «вампирить» понемногу, присасываться к источнику молодой крови и делать вид, что я еще как-то функционирую!
Расскажите, пожалуйста, о своих зрительских впечатлениях от спектакля. Ведь это не очень распространенная ситуация для премьеры — возможность увидеть спектакль и своего героя со стороны перед выходом на сцену.
Мне было интересно смотреть этот спектакль из зала. То, как Юра Квятковский придумал его сделать — отличная иллюстрация тому, что я уже сказал об этом материале: здесь одновременно есть и Чехов и символизм третьей части, и опера, (назовем эту часть так), все это дает широкие возможности для трактовок. Финал очень смешной. Неважно, очевидна ли связь этой придуманной части с текстом Сорокина. Он сам на встрече с нами летом рассказал историю Льва Рубинштейна, который в 90-е ехал в лифте с двумя бандитами, говорившими по-русски, но смысла их речи понять было нельзя. Каждый найдет свой ключ или код к этому многослойному спектаклю, мозаике из цветных стеклышек, не нужно мешать этой замечательной творческой работе.
У вас сложилась общая картинка?
Я все-таки не зритель в данном случае, я выполняю свою работу. Цели, задачи и ценности мои отличаются от зрительских. Мне было интересно. Что-то я понял, что-то нет. Это, безусловно, история о современном российском положении дел. Но не в форме острой сатиры, а как попытка ментального разбора. Если ментальность все-таки существует (в чем я, если честно, сомневаюсь), то это интересный разбор постсоветского человека. А намешано там столько всего, что без абсурда здесь сложно было обойтись.
Вы часто ходите в театр? Что смотрели недавно?
Я люблю театр и стараюсь ходить регулярно. Театр люблю разный. Последнее, что я смотрел — Някрошюс, Долин, кучу спектаклей на фестивале Solo, включая Фабра. На привозные спектакли хожу. В «Практике» смотрел Диденко, «Человек из Подольска Сережа очень тупой». Последних премьер – «Мороз, красный нос», «Посадить дерево» — не видел еще.
Какое место занимает «Практика» в театральном ландшафте Москвы на ваш взгляд?
У «Практики» есть собственное место в театральной Москве. Это звучащее имя, таких на всю Москву – не более пяти, наверное. Одно из них, возможно, скоро исчезнет из этого списка, судя по последним новостям.