Целый год эксперты фестиваля-премии «Золотая маска» ездили по России в поисках интересных спектаклей. С номинациями можно спорить, но важные спектакли из отдаленных регионов нашей страны в одном поле с московскими премьерами — по-прежнему уникальный и ценный шанс не только увидеть лучшее, но и понять, что происходит с современным театром в России.
Афиша фестиваля этого года включает десятки названий, в которых легко запутаться. Мы отобрали 15 самых интересных и необычных спектаклей, которые покажут в Москве и которые стоит увидеть любой ценой. Обратите внимание, что на некоторые спектакли продажа билетов еще не началась. Но даже если вы перешли по ссылке на покупку билетов и обнаружили, что все уже распродано, это не повод расстраиваться. Достаточно регулярно проверять страницы заинтересовавших событий, билеты могут возникать в самый неожиданный момент.
- 1. «ТРИ СЕСТРЫ» [Театр «Урал Опера Балет», Екатеринбург]
- 2. «ПОЖАЛУЙСТА, ДАЛЬШЕ (ГАМЛЕТ)» [Фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург]
- 3. «ГЭС-2 ОПЕРА» [Фонд V-A-C, Москва]
- 4. «ИССЛЕДОВАНИЕ УЖАСА» [Фонд «Alma Mater», проект «Квартира», Санкт-Петербург]
- 5. «ДЕТИ СОЛНЦА» [Театр «Красный факел», Новосибирск]
- 6. «ОРФЕЙ» [Детский музыкальный театр им. Н. Сац, Москва]
- 7. «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» [Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург]
- 8. «ПЕРМСКИЕ БОГИ» [Театр-Театр, Пермь]
- 9. «28 ДНЕЙ» [Театр.doc, Москва]
- 10. «52» [Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург]
- 11. «1000 ШАГОВ С КИРИЛЛОМ СЕРЕБРЕННИКОВЫМ» [Мобильный Художественный театр, Москва]
- 12. «КАЛЕВАЛА. ЭПИЗОДЫ» [Национальный театр Карелии, Петрозаводск]
- 13. «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЕ ГРАМОТЫ» [«театр post», Санкт-Петербург]
- 14. «ВЕРСИЯ ЧАЙКИ» [Научно-творческая резиденция «Чехов APi», Чехов]
- 15. «АУСТЕРЛИЦ» [Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург]
«ТРИ СЕСТРЫ» [Театр «Урал Опера Балет», Екатеринбург]
Сегодня найти в России хороший оперный спектакль — задача сложная. А попасть на отличный — почти невыполнимая. Постановка режиссера Кристофера Олдена оперы Петера Этвёша, написанной по мотивам знаменитой пьесы А. П. Чехова, — та самая редкость. Герои Чехова заперты в зале ожидания, где не живут, а только ждут. Три сестры у Олдена существуют в разных временах: Ирина — в чеховское, Маша — в послевоенное советское, Ольга — в наши дни. Для режиссера это спектакль о женщинах в маскулинном мире. Для композитора — о слепоте идеализма и глухоте романтики. Музыка от этого одновременно чувственная и ироничная.
«ПОЖАЛУЙСТА, ДАЛЬШЕ (ГАМЛЕТ)» [Фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург]
Несмотря на то, что этот спектакль проходит в театральном зале, участвуют в нем не только актеры, но и реальные представители судебной системы России. У них нет сценария, нет ролей, у них не было репетиций. Всё, что им выдали перед началом, — это материалы «дела», в котором Гамлет обвиняется в убийстве Полония. В качестве пострадавшей стороны выступает дочь Полония, Офелия. Свидетелем приглашена мать Гамлета, Гертруда. Режиссеры берут за основу вымышленную Шекспиром историю, но смешивают ее с реальным уголовным делом. Таким образом, реальность переносится в пространство театрального вымысла, а театральный вымысел — в реальность. Зрителям на спектакле также отведена интересная роль — им придется выступить присяжными на этом неожиданном, «полуигровом» судебном процессе.
«ГЭС-2 ОПЕРА» [Фонд V-A-C, Москва]
В этом году фонд V-A-C готовится к открытию нового общественного пространства в Москве под названием «ГЭС-2». Когда режиссер Всеволод Лисовский впервые туда попал, там еще сидели рабочие Мосэнерго. Так у него возникла идея сделать оперу-призрак. Электростанция — место, которое всегда было шумным, в его постановке оперы на музыку композитора Дмитрия Власика становится тихим — культурным центром, пустынным, гулким пространством. Под живое сопровождение музыкантов зритель перемещается и слышит разговоры тех, кого уже нет, анализирует проблематику тех, кого нет. Можно сказать, что «ГЭС-2 Опера» — это антиутопия. Технологическая цивилизация закончилась и на ее место пришло гуманитарное варварство. А все технологическое становится чем-то сакральным. И опера становится богослужением гуманитарных варваров технологической эпохе.
28 и 29 марта показы «ГЭС-2 Оперы» пройдут в лабораторном корпусе (Бастилия) МЭИ. Вход бесплатный по регистрации, которая откроется 2 марта 2020.
«ИССЛЕДОВАНИЕ УЖАСА» [Фонд «Alma Mater», проект «Квартира», Санкт-Петербург]
Почти на 4 часа без антракта и прочих театральных условностей вы попадаете в пространство, где звучат домашние разговоры ОБЭРИУтов. В атмосфере закрытых философских салонов разговоры спонтанно превращавшиеся в перформансы. Действие разворачивается в реальном времени и общем пространстве со зрителями. У спектакля нет единственной линии повествования, герои распределяются в пространстве, одновременно парами и тройками сходясь в словесных поединках в разных местах. У зрителей есть возможность выбирать, где и за кем им следить. Время от времени случаются зоны молчания, или все, устав от напряжения мысли, садятся пить чай. Сложные отношения «чинарей» держат основной конфликт действия именно между героями, а не между ними и зрителями. Они друг для друга – единственно авторитетные (и, соответственно, самые болезненные) критики, поэтому присутствие посторонних работает лишь как катализатор успеха/поражения.
«ДЕТИ СОЛНЦА» [Театр «Красный факел», Новосибирск]
На сегодняшний день — это самый сильный спектакль режиссера Тимофея Кулябина. Предреволюционная и не самая популярная пьеса Максима Горького оживает в реалиях России на пороге второго тысячелетия. Переработанный Ольгой Федяниной текст делает ощущение водораздела, порога, предчувствия резкого скачка современным и осязаемым. Спектакль на новый уровень выводит традицию психологического театра, привнося в пьесу Горького поистине чеховский психологизм. Актеры на расстоянии вытянутой руки от зрителей не просто затягивают в свой быт, они порождают клаустрофобический эффект ситуации, в которой ты больше ничего не контролируешь и из которой не можешь выйти.
«ОРФЕЙ» [Детский музыкальный театр им. Н. Сац, Москва]
Несмотря на то, что спектакль проходит в детском театре, он очень взрослый. Художник Ксения Перетрухина превратила все здание театра, с его советским экстрерьером и интерьером, в место действия оперы Клаудио Монтеверди. Советское наследие — тот самый ад, куда спускается Орфей, чтобы спасти свою погибшую возлюбленную. Из этого ада предстоит выбраться и зрителям, которым в финале дают ценное и актуальное напутствие: «Не оборачивайся». Спектакль интересен еще и тем, как при весьма ограниченной и довольно банальной мысли режиссера, художник-постановщик может вынести спектакль на небывалую по значимости высоту.
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» [Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург]
В 2018 году на встрече с поклонницами Константин Богомолов заявил, что больше не сможет в России ставить спектакли по Достоевскому. Одной из главных причин режиссер назвал тогда невозможность открыто говорить со зрителям на сложные религиозные темы. Однако, после этого возник спектакль «Преступление и наказание». Сухой и строгий. Никаких «сомнительных» решений и критики церкви. Раскольников убивает с холодным расчетом. С холодным же расчетом его настигает расплата. Если вам инсценировки текста с серьезным лицом нравятся больше смелых и экспрессивных работ режиссера, этот спектакль — однозначно ваш выбор.
«ПЕРМСКИЕ БОГИ» [Театр-Театр, Пермь]
В Перми живут особые боги. Они сделаны из дерева и выглядят крайне человечно. Эту особенность подметил режиссер Дмитрий Волкострелов. В его спектакле звуки жизни, простые и мелодичные, как перестук молотков, звяканье ложек и вжиканье косы, композитор Дмитрий Власик складывает в ритмы. Времена года сменяются, время застывает, обыденная жизнь идет своим чередом. И сквозь «течение жизни» зрители могут взглянуть на богов и на себя. Увидеть, что есть в богах от нас, а в нас от них.
«28 ДНЕЙ» [Театр.doc, Москва]
28 дней — такова идеальная продолжительность до наступления следующего менструального цикла. Выбрав форму древнегреческой оратории, отсылающей к спектаклям Марты Гурницкой, постановщики превратили события каждого дня ожидания следующей менструации в смелую, болезненную, откровенную и ироничную историю отношений женщины с обществом, противоположным полом, собственной природой и даже Вселенной. Пьеса Ольги Шиляевой, которая легла в основу спектакля, — потенциально один из лучших театральных текстов последнего десятилетия. В ней виртуозно и с ярким эмоциональным повествованием переплетаются мощный протест, вызов этике и культуре социальных табу.
«52» [Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург]
Созданная специально для БДТ, камерная опера Александра Маноцкова «52» написана на основе произведения Льва Рубинштейна, одного из ведущих современных писателей-концептуалистов. Музыка, сам текст и видео образуют единую, неразделимую и многослойную партитуру спектакля, построенного по принципам Gesamtkunstwerk — произведения, вбирающего в себя другие виды искусства. Все 52 фрагмента текста «Все дальше и дальше» находят свое воплощение в таком же количестве музыкальных эпизодов оперы. Спектакль словно анализирует человеческую жизнь, применяя к ней универсальную музыкально-математическую формулу. Перефразируя знаменитое выражение Рубинштейна «автор среди нас», можно сказать, что в спектакле «персонаж среди нас»: внеличностная строгая структура оказывается пространством для эмоционального переживания «от первого лица».
«1000 ШАГОВ С КИРИЛЛОМ СЕРЕБРЕННИКОВЫМ» [Мобильный Художественный театр, Москва]
Экспериментальный променад-спектакль Мобильного Художественного театра Михаила Зыгаря состоит из аудиодорожки, озвученной Кириллом Серебренниковым и декораций, которыми стали улицы и переулки Москвы. Кирилл Серебренников был арестован 23 августа 2017 года, почти два года он провел под домашним арестом. По решению суда, два часа в день ему было позволено гулять в пределах строго очерченных незримых границ. Почти каждый день Кирилл выходил на Пречистенку и переулками шел в сторону бассейна «Чайка». «1000 шагов» – это возможность пройти маршрутом Серебренникова в компании его незримых соседей – писателей, художников, режиссеров, архитекторов, которые, как и Кирилл, пытались своим творчеством раздвинуть границы возможного.
«КАЛЕВАЛА. ЭПИЗОДЫ» [Национальный театр Карелии, Петрозаводск]
Этот спектакль погружает зрителя в пространство и атмосферу событий знаменитого карело-финского фольклора и эпоса Калевала. Древность и современность встречаются — сюрреалистические миры из давно известных историй оживают в очках виртуальной реальность. Зритель оказывается внутри эпической космогонии, в реальных карельских ланшафтах и в окружении электронной музыки, аутентичных песен и звучании фольклорных музыкальных инструментов.
«ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЕ ГРАМОТЫ» [«театр post», Санкт-Петербург]
В этой постановке режиссёр Дмитрий Волкострелов сопоставляет древнерусские берестяные грамоты и «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха. Костюмов нет. Художественного пространства нет. Актеров тоже как будто нет — их функции отданы пожелавшим участвовать зрителям. Свет приглушенный, формирующий атмосферу, но без единой перемены. Роль текста играют 24 берестяные грамоты XI–XVI веков (в том числе не имеющие перевода). Вот она — музыка в театре. Точнее, музыкальная структура театральными средствами.
«ВЕРСИЯ ЧАЙКИ» [Научно-творческая резиденция «Чехов APi», Чехов]
Спектакль проходит в подмосковной резиденции «Чехов APi». Когда-то здесь располагалась помещичья усадьба, как в пьесах Чехова. Она расположена по соседству с усадьбой Мелихово, где жил и работал автор «Чайки». Эти обстоятельства подтолкнули авторов создать site-specific променад-спектакль, где зритель следует по заданному маршруту за одним из четырех основных героев: Аркадиной, Тригориным, Заречной или Треплевым.
«АУСТЕРЛИЦ» [Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург]
«Аустерлиц» — первое обращение российского театра к творчеству одного из важнейших писателей рубежа ХХ—XXI веков Винфрида Георга Зебальда. Главный герой романа — Жак Аустерлиц, историк архитектуры, живущий в Лондоне. Еще ребенком его вывезли в Англию вместе с тысячами других еврейских детей из Чехии, Польши, Австрии, Германии. Все они, без сопровождения взрослых, были отправлены «в неизвестность», во имя спасения от надвигающейся фашистской угрозы. Спустя много лет Аустерлиц узнает, что всю жизнь прожил в приемной семье под вымышленным именем. Человек без прошлого, он пытается воссоздать свою подлинную историю с помощью архивных фотографий, старых газет, чужих рассказов, он посещает дома, в которых, как он предполагает, могли жить его настоящие родители. Складываясь необычным образом, история главного героя проступает во вспышках воспоминаний, в его монологах, которые были записаны автором-рассказчиком во время их случайных встреч в Бельгии, Англии и Франции на протяжении 30 лет. События прошлого, собираясь вместе, превращаются в ландшафт памяти Аустерлица, который формирует ткань спектакля.