Не успела в Москве отгреметь премьера очень зрительской современной оперы, как на гастроли в столицу из Самарского театра оперы и балета приехал танцевальный спектакль «Три маски короля» в хореографии Юрия СМЕКАЛОВА на оригинальную музыку Михаила КРЫЛОВА. Главную партию исполнил прославленный премьер Мариинского театра Владимир ШКЛЯРОВ. За дирижерский пульт встал художественный руководитель и главный дирижер театра Евгений ХОХЛОВ. На единственный показ в столице сходил шеф-редактор «Вашего досуга» Inner Emigrant и увидел редкое явление.
Такие явления, как «Три маски короля», — на театральной сцене редкость. В хорошем смысле «народный», невероятно зрелищный, экспрессивный и задорный спектакль, порождающий «рев толпы», сочетается с виртуозностью высокого искусства классического балета и, при этом, содержит в себе, как «кухонную философию», так и более серьезные политические и социальные подтексты. Подобного попадания «во всех», так или иначе, стремится достичь любой театрализованный массовый продукт, но, как правило, выходит плохо, в лучшем случае удовлетворяются запросы какой-то одной части аудитории. В данном случае в пору говорить о талантливом искусстве компромисса — несочетаемое сочетается, недостижимое достигается, в невероятное верится.
Музыка, написанная композитором Михаилом Крыловым специально для этого спектакля, яркая и запоминающаяся, обескураживает своей простотой и примитивностью. Такую неприхотливую музыку невольно хочется отнести к фоновому и спекулятивному саундтреку бесчисленных цирковых и ледовых шоу, если бы не два «но» — оркестровка, которую сделал талантливый академический композитор Даниил Пильчен и саунд-дизайн Влада Жукова. Из столкновения «массового» и «элитарного» возник первый удачный компромисс. Мелодии заедают в памяти, многих зрителей тянет прихлопывать и раскачиваться в такт, но, при этом, музыкальный поток может приятно удивить выбранными выразительными средствами и более искушенных слушателей.
Продолжает череду удачных компромиссов хореография Юрия Смекалова. С одной стороны, в спектакле много массовых сцен, в духе шоу-балетов, ритмичных и эффектных. Кажется, что их цель — впечатлять и не дать зрителю ни на секунду испытать скуку. Как вдруг, тональность действия сменяется, и на передний план выходят соло — со все еще эпично выстроенными мизансценами, приводящими в восторг публику зрелищными высокими прыжками и безупречными картинными поворотами, но уже с ювелирной техникой, требующей от солистов хорошей классической подготовки и неподдельного артистизма. Как с первым, так и со вторым у исполнителей трех главных ролей все в полном порядке.
Ксения Овчинникова в роли Эммы прекрасна в своей хрупкости, детской наивности. Не возникает никаких сомнений, почему она единственная, кто не носит маску — она просто не понимает зачем. Выгода — это совсем не про нее, и не удивительно, что именно она — та сила, которая заставит героев от масок отказаться. Анастасия Тетченко в партии Сары — эфемерное, неземное создание, то ли плод воображения, то ли наваждение, перерождающееся в метафору абсолютного и маскулинного зла. При всей возвышенности образа ей удается пронести в себе и таящуюся в тихом омуте опасность. Не каждая артистка балета может с такой убедительностью преображаться в трансгендерных ролях. И, наконец, Владимир Шкляров в роли Юлия — возможно первого правителя в истории, который осознал уродливость своей маски и захотел от нее избавиться, — по праву главная звезда и центробежная сила всего спектакля. Его пластика страстная, решительная и порывистая остается в то же время певуче летящой, академически безупречной и элегантной. В нем чувствуются, как благородная стать правителя, так и буйство смятенного молодого человека. Небольшая хореографическая партия «надевания маски» досталась даже дирижеру Евгению Хохлову, как прием выноса театрального действа за пределы сцены.
Наконец, спектакль неплохо составлен идеологически. Конечно, до многозначительной глубины притчи ему далеко. Конфликт лежит на поверхности. Вопрос масок стоит довольно обыденно: есть маска политическая, маска личностная и маска социальная. Есть и попытка от этих масок избавиться, которая в конечном итоге приводит к невозможности полностью от них отделиться, так как не бывает той маски, в которую носитель не вдохнул бы часть себя настоящего. Но есть одна маска, которая зачаровывает особо — это декорация, выполненная художником-постановщиком Вячеславом Окуневым — огромная античная голова, которая на протяжении почти всего спектакля пустыми глазницами трагично взирает на людей — как на тех, что тщетно стараются не отодрать свое истинное лицо, сдирая маски, так и на тех, кто сидит в зале и с жадным блеском в глазах смотрит на сцену.