Театр «Практика» из драматического постепенно превращается в музыкальный. Вот уже год в нем существует музыкальное направление и замечательный вокальный ансамбль, проходят концерты и даже была поставлена камерная опера. Теперь же на основной сцене вышел целый спектакль, посвященный музыкальному искусству. А точнее, его важнейшим представителям – дирижерам. Студенты мастерской Олега Кудряшова (ГИТИС) под руководством режиссера Григория Добрыгина представили спектакль «Вот и все, что вы хотите знать о дирижировании», в котором попытались рассказать о всех тонкостях дирижерской профессии. Специально для «Вашего Досуга» Надежда Травина рассказывает, как на одной сцене могли оказаться Вильям Фуртвенглер и Юрий Симонов.
Дирижеры из YouTube
По словам Григория Добрыгина, спектакль «Все, что вы хотите знать о дирижировании» родился из упражнения «Наблюдение»: в нем актеру нужно изучить своего героя и максимально достоверно представить зрителям. Как такового сюжета здесь нет: действие строится из небольших мизансцен в виде монологов дирижеров об искусстве, которые сменяются их выступлением перед невидимым оркестром (и наоборот). Проще говоря, загримированные и ряженые под своего героя актеры, как в настоящем жанре пародии, демонстрировали перед публикой мастерство перевоплощения, кланялись и уходили. Дирижеров они выбирали сами – долго искали, какой типаж им ближе, ориентировались, прежде всего, на внешнее сходство с изображаемой личностью. А дальше начались долгие попытки вживания в образ путем многократного просмотра различных концертов и видеоинтервью: ребята «подсматривали» буквально все – от ауфтакта до характерной мимики своего героя, стараясь уловить особые «фишки» каждого. Результат превзошел ожидания: получилось очень похоже и очень смешно. Конечно, смущали две вещи – то, что это, по сути, была эстрадная пародия в духе шоу «Большая разница» и то, что профессионально дирижировать актеры так и не научились (хотя, надо отдать должное, постановка рук и самые минимальные требования были учтены). К счастью, грань между профессиональным и откровенно любительским не была стерта: несмотря на то, что великие и маститые музыканты напоминали комедийных персонажей из YouTube, это нисколько не оскорбило чувств верующих, то есть, реальных музыкантов, консерваторцев и даже автора этих строк. Получился классный, талантливо придуманный, недлинный спектакль, который увлекает и захватывает как самая сложная музыкальная партитура.
Герберт фон Караян в гостях у Познера
За час с небольшим перед зрителями «Практики» выступили дирижеры XXI-го, XX-го и даже XIX века, которые сменяли друг друга на дирижерском мостике, а затем переходили на съемки перед телекамерой. Пространство, созданное художником Светланой Васильевой и световое решение каждой сцены, созданное Иваном Виноградовым, мгновенно погрузили в особую артистическую атмосферу, перенесли в концертный зал или филармонию. Для тех, кто не узнал изображаемого дирижера, на экране подавались титры с указанием его имени и имени актера, который его показывает, а также название музыкального фрагмента, звучащего в записи. Так, Рикардо Мутти/Владислав Медведев и Ласло Ковач/Ясон Врохидис обратились к музыке своей страны – один продирижировал увертюру из оперы «Набукко» Верди, а другой – Венгерский танец Брамса. Вдруг оживший, великий Герберт фон Караян / Денис Парамонов размышлял о судьбе музыкального искусства и представил свою интерпретацию увертюры из оперы Верди «Сила судьбы», а его не менее великий коллега Вильгельм Фуртвенглер (который у актера Ефима Белосорочки получился каким-то сумасшедшим ученым) и вовсе не стал дирижировать, обидевшись на смех в зале и нежелание публики выключить телефоны. Зато весьма доброжелательным оказался Густаво Дудамель / Элизабет-Александра Дамскер – рассказал о своем детстве, смешивая английский и испанский (эта пародия на «философские» интервью музыкантов вышла одной из лучших в спектакле); весьма активным – Саймон Рэттл / Дарья Верещагина: британский дирижер, почему-то с панковским начесом, энергично «работал» с оркестром не только при помощи рук, но и тела (и еще одно наблюдение!). На дирижерский мостик назло коронавирусу вступил и южнокорейский дирижер Мьянг Вун Чунг – он же актер Баястан Уулу Колдошалы. Монолог о дирижерской профессии прочитал помолодевший лет на тридцать Юрий Симонов в образе а-ля «Великий Гэтсби», а украинский дирижер Кирило Стеценко в украинской рубахе на украинском языке объяснил, почему нужно любить народную музыку – оба образа блистательно представил актер Сергей Кирпиченок.
Словно разрушая гендерные стереотипы, режиссер намеренно ввел спектакль двух дирижеров женского пола – Веронику Дударову, первую женщину-дирижер в России (Карина Газизова), и Алису Видулину (Серафима Гощанская), первую женщину-дирижер в Украине (хотя тогда это все было Советским Союзом). Кстати, ведущим этого парада дирижеров был сам Владимир Владимирович Познер, который не только объявлял, но и время от времени размышлял о судьбе ГИТИСа и театра «Практика». Эту остроумную импровизацию, равно как и образ легенды отечественного ТВ – от неповторимой интонации до характерного прищура – блестяще преподнес публике Лев Зулькарнаев. Таким образом, в гости к Познеру пришли и ныне живущие, и давно покинувшие мир прославленные музыканты. Правда, ожидали еще маэстро Валерия Гергиева, но он, как обычно, опаздывал.
Фуртвенглер, Дударова, Рэттл, Мутти…В спектакле ощутимо не хватило только самого легкоизображаемого дирижера современности – Теодора Курентзиса. Воспроизвести его оригинальную манеру дирижирования не составит особого труда (не нужна даже палочка!), воспроизвести колоритную речь – тоже, так почему же одного из главных мировых звезд дирижерского Олимпа молодые актеры не включили в свой топ-лист? Вероятно, все дело в Познере – маэстро Курентзис уже был гостем его передач, в отличие от своих коллег по спектаклю. Конечно, хотелось увидеть еще и Мравинского, и Светланова, и Аббадо, и…Впрочем, дождемся новых показов спектакля: не исключено, что креативная команда Григория Добрыгина продолжит расширять наши познания о том, что такое дирижирование на самом деле.
Читайте также