«Точка доступа» — крупнейший в России фестиваль сайт-специфического и иммерсивного театрального искусства. Этим странным летом 2020 года он исследует и осваивает онлайн-пространство. Зрители смогут посетить девять спектаклей и прослушать образовательную программу, не выходя из дома.
В прошлом году, на лекции Арнольда Аронсона, автора одиннадцати книг по истории американского театра, был задан вопрос: «Можно ли считать спектакли, созданные для интернета, сайт-специфическими?» Арнольд ответил: «Время покажет». До момента тотального погружения в театральный онлайн оставалось чуть меньше года.
С начала апреля 2020 года «Точка доступа» запустила спонтанную программу в редко используемых театром площадках: онлайн-конференциях, телеграм-каналах, YouTube. «Первый блин» вышел совсем не комом, и куратор фестиваля Алексей Платунов составил внушительную основную программу, не нарушающую режим самоизоляции и анализирующую жизнь во время пандемии. В подробностях о программе рассказывает редактор «Вашего досуга» Юля Кармазина.
- 1. «ЧЕРНОВИК» (Владислав Наставшев)
- 2. CLOUDME (Мария Пацюк, Николай Мулаков)
- 3. КИБЕРСПЕКТАКЛЬ «БРАК» (Семен Александровский)
- 4. «ВСЕ ПИСЬМА — ЭТО ПИСЬМА ПО ЛЮБВИ» (Элина Куликова)
- 5. «СПЕКТАКЛЬ В КОРОБОЧКЕ» («Вокруг да около», проект фонда V-A-C Foundation совместно с фестивалем «Точка доступа»)
- 6. «БЫТЬ АРИЭЛЬ Ф. ПРЯМОЙ ЭФИР» (Симон Сенн)
- 7. NOT TO SCALE (Энт Хемптон, Тим Этчелс)
- 8. CALL CUTTA AT HOME (Rimini Protokoll)
- 9. «ВАВИЛОНСКАЯ ПРОГУЛКА» (Дмитрий Крестьянкин, Константин Почтенный, Сергей Тейфель)
- 10. СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- 11. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЧЕРНОВИК» (Владислав Наставшев)
29 мая, 31 мая и 11 июня в 21:00 (Мск)
Продолжительность: 1 час
18+
Самой популярной платформой для онлайн-спектаклей во время пандемии стал Zoom. Владислав Наставшев решил использовать характерные особенности zoom-конференций (функцию одновременной трансляции нескольких экранов, возможность установки виртуальных обоев и многое другое) для создания замкнутого пространства, в котором добровольно заточили себя герои пьесы Сергея Уханова.
Купить билет (от 500₽) и принять участие в спектакле можно на официальном сайте фестиваля.
CLOUDME (Мария Пацюк, Николай Мулаков)
30 мая, 2 июня, 4 июня, 6 июня, 9 июня, 12 июня в 21:00 (Мск)
Продолжительность: 40 минут
18+
На спектакле «Сloudme» можно и нужно подглядывать. Причем эта возможность доведена до критического предела. Один из зрителей получает доступ к компьютеру перформера, остальные становятся его спутниками в путешествии по личным файлам и перепискам в социальных сетях другого человека. Даже оказавшись в роли наблюдателей, участники могут влиять на происходящее своими комментариями. Создается опасный прецедент, когда пыл азарта, захватывающий зрителей, граничит с «жаждой крови» хищника. «Сloudme» — оммаж перформансу «Ритм 0» Марины Абрамович.
Купить билет (от 500₽) и принять участие в спектакле можно на официальном сайте фестиваля.
КИБЕРСПЕКТАКЛЬ «БРАК» (Семен Александровский)
4 июня, 5 июня, 9 июня, 10 июня
Продолжительность: 1 час
18+
Для своей постановки Семен Александровский изобрел новый термин – киберспектакль, а Ася Волошина написала новую, интерактивную пьесу. Зрители увидят свое возможное будущее — через 15 лет после пандемии — и станут свидетелями ностальгических свиданий семейной пары в Zoom.
Купить билет (от 500₽) и принять участие в спектакле можно на официальном сайте фестиваля.
«ВСЕ ПИСЬМА — ЭТО ПИСЬМА ПО ЛЮБВИ» (Элина Куликова)
Даты показов объявят 29 мая
18+
Самый длинный спектакль в программе фестиваля подсказан самой жизнью, точнее ее замедлившимся темпом. Авторы проекта надеются возродить утерянный навык писать длинные и осознанные сообщения, позволяющие лучше понять как собеседника, так и самого себя. Зрителям предложат вступить в тридцатидневную переписку с незнакомым человеком. Как будет развиваться ее сюжет — зависит только от самих участников.
Купить билет и принять участие в спектакле можно на официальном сайте фестиваля.
«СПЕКТАКЛЬ В КОРОБОЧКЕ» («Вокруг да около», проект фонда V-A-C Foundation совместно с фестивалем «Точка доступа»)
Даты показов объявят 29 мая
18+
Творческая группа «Вокруг да около» представит онлайн версию своего проекта, впервые показанного в пространстве фонда V-A-C «Палаццо Дзаттере» в Венеции. Спектакль состоит из глав, скомпонованных из шумов города, музыки, «Дневника Кости Рябцева» и интервью. Страница спектакля будет выглядеть как карта, на которой проложены маршруты для онлайн-экскурсии. Каждый маршрут — это определённый вариант развития сюжет. Можно будет выбрать, как полную версию, так и укороченные тематические. При регистрации вам предложат также заполнить короткий опросник, ответы на вопросы которого повлияют на ход событий в спектакле.
Купить билет и принять участие в спектакле можно на официальном сайте фестиваля.
«БЫТЬ АРИЭЛЬ Ф. ПРЯМОЙ ЭФИР» (Симон Сенн)
Совместно с театром Vidy-Lausanne, центром исполнительских искусств Le Grütli и Théâtre du Loup
Даты показов объявят 29 мая
18+
Спектакль-дискуссия затрагивающий вопросы этики, морали, гендера и права. Визуальный художник из Женевы Симон Сенн приобрел за 12 долларов на черном рынке цифровую копию тела молодой британки. Что это значит? Теперь, с помощью очков виртуальной реальности, он может поместить себя в тело этой женщины и идентифицировать себя с ней. Опыт оказался сложным и травматичным. Пытаясь его сознать Симон Сенн обратился к психологу, а чтобы понять насколько легальна практика использования цифровых клонов — к юристу. Зрители пройдут вместе с художником всю цепочку из вопросов и ответов и увидят в прямом эфире диалог Симона с девушкой, чья цифровая копия стала их общим телом.
Купить билет и принять участие в спектакле можно на официальном сайте фестиваля.
NOT TO SCALE (Энт Хемптон, Тим Этчелс)
Совместно с Dublin Theatre Festival, Theatro Barrio Alto (TBA) и фестивалем «Точка доступа»
Даты показов объявят 13 июня
18+
Not To Scale рассчитан на двоих зрителей. Это единственная постановка в программе фестиваля, требующая присутствия рядом другого человека. Можно считать этот спектакль первым, пробным шагом, за пределы самоизоляции. Форма — аудио-инструкция, пространство — лист бумаги, разделенный между вами и вашим партнером, актеры — карандаши. Не важно, умете ли вы рисовать, спектакль все равно состоится. Причем не только на плоской бумаге, но и в объемном мире человеческих отношений. Если вспомнить другую постановку Энта Хемптона, «Этикет», показанный в Москве и Санкт-Петербурге командой «Импресарио» и фестивалем «Александринский», легко представить, как простые действия в предметном мире создают напряжение между участвующими в спектакле людьми. На «Точке доступа» пройдет мировая премьера «Not To Scale», потом спектакль покажут в Дублине и Португалии.
Купить билет и принять участие в спектакле можно на официальном сайте фестиваля.
CALL CUTTA AT HOME (Rimini Protokoll)
Даты показов объявят 13 июня
18+
Изначально «Звонок из Калькутты» был задуман Rimini Protokoll как встреча тет-а-тет. Зритель вступал в диалог с сотрудником колл-центра из Индии, а их деловой разговор постепенно превращался в частную беседу. Для полноценного участия было необходимо владение английским языком хотя бы на бытовом уровне. В новой адаптации зрителей подстрахует переводчик. Двадцать участников спектакля отправятся на межконтинентальную видеоконференцию об аутсорсинге и телемаркетинге. Их оппонент будет находиться у себя дома в Калькутте, что не помешает завязать дружеское общение и даже показать друг другу личные вещи или обстановку квартиры в формате зум-конференции.
Купить билет и принять участие в спектакле можно на официальном сайте фестиваля.
«ВАВИЛОНСКАЯ ПРОГУЛКА» (Дмитрий Крестьянкин, Константин Почтенный, Сергей Тейфель)
Даты показов объявят 29 июня
18+
Спектакль-фильм, в режиме реального времени соединяющий в кадре людей, разделённых границами и обстоятельствами. Несколько незнакомых друг с другом людей из Таллинна, Нарвы, Ивангорода и Петербурга выйдут на прогулку каждый в своем городе. В то же время они войдут в общую видеоконференцию, чтобы показывать друг другу и зрителям то, что видят вокруг себя и ответят на вопросы модераторов.
Купить билет и принять участие в спектакле можно на официальном сайте фестиваля.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Если в программе фестиваля вас заинтересовало больше одного спектакля, то не спешите доставать банковскую карточку. Специально для вас введен Festival Pass. Всего за 1000 рублей вы сможете посмотреть все 9 спектаклей основной программы. Недостаток лишь один — на некоторые показы нужно будет регистрироваться одним из первых. Если все билеты раскупят и мест не останется, Festival Pass не поможет. Подробнее об условиях можно ознакомиться на официальном сайте фестиваля.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Образовательная программа «Точки доступа» началась еще в марте и все прошедшие в ее рамках лекции и дискуссии доступны для просмотра в социальных сетях фестиваля. Прямо сейчас, вы можете:
1. Посмотреть лекцию Катерины Коккинос-Кеннеди, в которой она подробна рассказывает о двух своих иммерсивных проектах «Лазарет» и «Отель обскура».
2. Прослушать онлайн сессию острых вопросов и радикальных ответов с Мило Рау.
3. Одолжить взгляд художника у Джана-Мария Тосатти чтобы рассмотреть пыль наших будней.
4. Представить театр как онлайн-приключение под руководством Тассоса Стивенса.
5. Приобщиться к мудрости американского режиссера и теоретика Ричарда Шехнера.
6. Узнать ответ на вопрос «Почему провокация лишь первый шаг к созданию спектакля?» от Мортена Тровика.
26 июня «Точка доступа» приглашает на сессию вопросов и ответов со Сьюзан Кеннеди. Спектакли звезды немецкоязычного театра еще не привозили в Россию, но новый опыт онлайн-трансляций во время карантина дал шанс любому заинтересованному зрителю увидеть ее постановку «Трех сестер» в театре Каммершпиле.
3 июля пройдет онлайн-лекция Ника Новака – медиа-художника, изобретателя «акустического танка» из Берлина. Он расскажет об использовании звука в качестве общего культурного кода и феномена мобильных акустических систем.
10 июля фестиваль проведет онлайн-беседу со Штефаном Кэги, где все желающие смогут задать вопросы одному из создателей театральной компании Rimini Protokoll.
16 июля завершит образовательную программу лекция Тима Этчелса, Энта Хэмптона, представляющих на фестивале свою премьеру в формате автотеатра. Озаглавлена это финальная лекция вдохновляюще — «Погружение в лабораторию безудержного сочинительства».