Рассматривая фотографию обновленного зала Berliner Ensemble, с демонтированными зрительскими креслами для соблюдения социальной дистанции, словно видишь линию разделившую жизнь на до и после. Перемены в первую очередь поднимают волну отрицания. Хочется верить, что экстренные меры временны и через полгода люди забудут о месяцах, проведенных без театра, как о страшном сне. Примерно такой план у каждого второго зрителя и каждого первого театра.
Следом за сиюминутным любопытством к новому формату, возник вопрос – нужен ли такой театр? В нем нет буфета с шампанским и таинства энергообмена между сценой и залом. Недоверие основано на противопоставлении «живого» театра и его аналога в интернете. Нет никакой войны миров между театром за порогом квартиры и внутри нее. Новые проекты не повлияют на свободу зрителей и не отнимут коньяк в буфете и выгул вечернего платья на премьере. Ситуация временной изоляции лишь подтолкнула театр использовать давно проверенные, но игнорируемые ранее технологии. Плюсы тоже очевидны: спектакли в интернет могут быть экономически выгодны и в одном спектакле при желании можно объединить актеров и зрителей, физически находящихся в разных странах.
С какими сомнениями сталкивается зритель, решающий купить ли ему билет на онлайн-спектакль или дождаться когда откроют «настоящие» театре?
Первое и самое очевидное связано со словом «настоящий». Онлайн-спектакли не суррогат театра, а театр в новом формате.
Второе опасение связано с ресурсом – хватит ли простому пользователю интернета навыков для участия. На деле все проще чем кажется. Единственное, что нужно, — доступ в сеть. Основные платформы для театральных постановок — это WhatsApp, Zoom и Telegram. Все три программы устанавливаются на телефон, планшет или компьютер буквально за пару минут.
Свежий подход обострил старые зрительские фобии, и под номером три идет «анкетобоязнь». Особенность многих онлайн-проектов — в индивидуальном подходе к зрителю. Часто перед тем, как принять участие, придётся заполнить небольшую анкету. Опросник не нарушит конфиденциальность, он лишь поможет настроить спектакль конкретно под каждого.
Четвертый страх абсолютно оправданный – практически все спектакли, созданные на карантине, иммерсивные и предполагают вовлеченность зрителя. Но есть в этом и плюс — удаленный режим создает безопасный буфер между зрителем и действием.
Последнее, пятое опасение, связано с качеством создаваемых спектаклей. За них просят деньги, а мы уже избалованы бесплатным контентом и платить готовы только в редких случаях. Отчасти этот пункт говорит о том, что театр в Zoom и WhatsApp победил. Если в офлайн отношение к спектаклю может вызывать раздражение у ценителей, то в сети это равноценно признанию.
Пять онлайн-спектаклей которые будут актуальны и после карантина.
1. «9 движений», Штефан Кэги (Rimini Protocol)
Сайт проекта: Мобильный Художественный Театр и Импресарио.
Что понадобится для участия: доступ к интернету и воображение.
Короткая гимнастика для ума, записанная в виде аудио-спектакля. Штефан Кэги придумывал спектакль во время прогулок, и каждая тема внутри общей композиции наполнена движением. Пока тело статично, разум слушателя свободен для путешествий. Следуя инструкциями в течение семиминутной разминки участник спектакля передвигается по дому – каждая новая поза равна новой истории. Прижав колени к подбородку, зритель на минуту станет космическим спутником и устремится в космос, а, улегшись на пол, погрузится в детские воспоминания.
Даже после карантина театральная миниатюра о преодолении, не утратит своей актуальности. «9 движений» еще одна театральная прогулка от Rimini Protocol, где в роли города Х, задействована ваша квартира.
2. «На расстоянии», Елена Ненашева
Сайт проекта: «На расстоянии».
Что понадобится для участия: WhatsApp и ссылка на ваш аккаунт в любой социальной сети (нужно, чтобы создать иллюзию знакомства с героем).
Какой бы была ваша жизнь, если бы в ней изменилось всего одно, но важное обстоятельство. «На расстоянии» — спектакль в котором зритель может прожить параллельную жизнь.
На сайте проекта вы выбираете партнера, исходя из коротких анкет, и решаете, насколько длительные отношения связывают вас с этим человеком. Было ли это одно свидание, а может быть вы встречаетесь год или прожили вместе десять лет. Спектакль создан в форме телефонного разговора и длится около тридцати минут. Каждая беседа уникальна и основана на личных историях. В зависимости от того, как давно вы вместе, меняется степень осведомлённости вашего собеседника. Он или она (партнер может быть любого пола) знают о вас либо чуть больше, либо чуть меньше — варьируется интимность контакта и количество общих воспоминаний.
Содержанием спектакля становится ваша возможная совместная жизнь с этим человеком. Опыт, переживаемый в начале как легкое романтическое приключение, заставляет иначе взглянуть на прожитый отрезок времени и реально существующие отношения.
«На расстояние» буквально забирается зрителю под кожу, но бережно, ничего при этом не разрушая. Условия самоизоляции подсказали удачную форму для проекта – телефонной звонок. Избегая прямой встречи зрителя и перформера режиссер предоставляет участникам подушку безопасности, важную для иммерсионного спектакля об взаимоотношениях.
3. «Алло», Борис Павлович
Сайт проекта: «Аллотеатр».
Что понадобится для участия: WhatsApp и два цифровых носителя (например телефон и компьютер).
У вас звонит телефон, на другом конце — взволнованный женский голос просит о помощи. Отличное начало для ужастика, но вместо саспенса, зрителю предлагают ностальгическое путешествие.
Первые показы спектакля прошли в середине апреля, на спонтанной программе фестиваля «Точка доступа». В самый разгар пандемии, кода плохие новости перевешивали хорошие, спектакль прозвучал как ответная реакция театра на тяжелое время. Казалось светлый взгляд на будущее героини, с которой встречается зритель, заражает оптимизмом прямо через сигнал сотовой связи. Как понятно из названия, для участия зрителю понадобится телефон. По форме спектакли Бориса Павловича и Елены Ненашевой перекликаются, но на этом сходство заканчивается.
В основе «Алло» — пьеса, написанная драматургом Элиной Петровой. Текст присылается зрителю за десять минут до начала спектакля, он послужит путеводной картой в будущей беседе. Но сценарий в спектакле — лишь предложение, а не железобетонное правило. В прописанном диалоге то и дело возникают острова из белых пятен. Эти незаполненные авторским текстом места созданы для того, чтобы зритель рассказал свою историю, сплетающуюся с сюжетом в единую канву.
4. «Я делаю тебе сайт-специфик, пока ты режешь лук у себя на кухне» Олег Христолюбский
Сайт проекта: oniongame.
Что понадобится для участия: Telegram и 10 минут на заполнение небольшого опросника.
Создатели спектакля полностью ушли на темную сторону интернета, соединив театр с компьютерной игрой. В коллекции онлайн постановок «Лук» — предмет роскоши. Это индивидуальный пошив под клиента. Вначале вы заполняете анкету. Опросник поможет выявить воспоминания, вызывающие у вас живую реакцию, и на их основе составить персональный игровой сценарий. Мир игры выстраивается вокруг личности зрителя, и в этой выдуманной вселенной можно победить свои страхи и исполнить мечты. Спектакль проходит в телеграм-канале. Бот-Иван присылает зрителю ряд заданий и аудио файлы, красочно описывающие каждый уровень игры. Остроумный сценарий, написанный Анастасией Букреевой, предлагает не только преодолеть травмирующие воспоминания, но и пересмотреть средства психологической защиты.
«Я делаю тебе сайт-специфик, пока ты режешь лук у себя на кухне» — серьезная заявка на переосмысления театра в онлайн-среде и его дальнейшего существования на стороне приложений и игр.
5. «Я не хочу это видеть», Импресарио
Сайт проекта: Импресарио.
Что понадобится для участия: Zoom
Если следовать логике, тренинг должен был стать самой распространённой темой для интернет-постановок, поскольку давно практикуется в онлайн режиме. Но должен — не значит стал. Первое и пока единственное шоу-тренинг вышло у команды «Импресарио». Спектакль «Я не хочу этого видеть» основан на программе, разработанной компанией Facebook для контент-модераторов. Зрители в Zoom-конференции учатся отличать, что можно публиковать, а что должно подвергнутся цензуре. Правила, разработанные соцсетью, провоцируют новую дискуссию о том, что такое хорошо и что такое плохо. Фейсбук готов защитить от возможной агрессии президента, но проигнорирует ту же угрозы, направленные на ребенка. Обнажённого Давида работы Микеланджело защищает поправка об искусстве, а фотографию с перформанса Марины Абрамович – нет. В процессе тренинга зрителей объединяют в небольшие чат-группы для обсуждения сложных вопросов. Время для высказывания строго регламентировано, но даже пары минут достаточно, чтобы понять, насколько непроговорена тема жестокости и насилия в обществе.
Ценность премьеры «Импресарио» в том, что ее содержание соответствует форме. Спектакль об интернет-этике, правилах и законах занимает особое место в онлайн-среде.
Что дальше?
Театр не может себе позволить взять паузу на полгода и до снятия жестких ограничений будет использовать интернет как сцену. Можно воспринимать это как вынужденную меру, а можно — как шанс увидеть театр с новой стороны.
4 и 10 июня в 19:30 «Театр живого действия» покажет онлайн-адаптацию своего спектакля «Внутренний Нобель».
Каждый участник может стать нобелевским лауреатом и произнести самую страстную и важную в своей жизни речь. У каждого спектакля — своя тема. Ближайшие показы посвящены Родине.
15, 16, 17 июня в 17:00 Электротеатр представит свою онлайн премьеру «(Двери открываются вовнутрь) внутри старухи» по мотивам повести Даниила Хармса «Старуха».
С умыслом поберечь нервы впечатлительных зрителей театр начнет свои трансляции в ВК в светлое время суток. История обещает быть пугающей — писатель запирается дома, чтобы написать повесть, оказываясь запертым в собственном воображаемом мире, граничащим с кошмаром. Зрители будут видеть происходящее глазами героя.
В середине июня театр «Практика» выпустит масштабный междисциплинарный проект.
По его результатам будет создано три спектакля, которые покажут на канале театра в YouTube в рамках инициативы #КультураЖиви. Команды для будущих постановок выбрали сами зрители путем интернет-голосования. По его результатам нас ждут: «Урожай» по пьесе Павла Пряжко в постановке Никиты Бетехтина, «Три сестры. Финал» по пьесе Антона Чехова в постановке Михаила Рахли и «Гамлет. Начало» по пьесе Уильяма Шекспира в постановке Талгата Баталова.