Назвав «Cloudme» спектаклем, Мария Пацюк и Николай Мулаков, сыграли в русскую рулетку со зрительскими ожиданиями. Выглядит это так: перформер в zoom-конференции дает доступ к своему компьютеру случайно выбранному зрителю и позволяет ему свободно перемещаться в своих личных файлах. За его действиями наблюдают все участники спектакля, параллельно комментируя происходящее в общем чате. Управляющий компьютером человек может реагировать на предложения поступающие от других зрителей или полностью их игнорировать. 

Если мы соглашаемся с тем, что «Cloudme» — спектакль, то, следовательно, предъявляем ему ряд зрительских ожиданий, основное из которых – «наблюдать за происходящем должно быть интересно». Представься проект «художественной акцией», оценивать его влияние пришлось бы иначе. 

Давайте предположим, что мы наблюдаем за акцией. Художник передает зрителю власть над своей частной жизнью. Зрительское вторжение в чужое виртуальное пространство сопряжено с насилием, как любое нарушение границ. Если в физическом мире наши агрессивные порывы сдерживает страх наказания, то пребывание в цифровой реальности не несет подобных опасений. Обладающая безграничной свободой Сеть задумывалась как новый Эдем, не предполагающий репрессивных мер для пользователей. Метод кнута и пряника в интернете должна была заменить наша осознанность. Этого не произошло, и общество оказалось в ситуации поиска нового кнута для самого свободного на данный момент пространства. Этические и моральные нормы взаимодействия в сети постоянно находятся в состоянии обсуждения. Особенности виртуального общения внушают пользователю иллюзию отсутствия последствий за совершенные в интернете действий. В таком контексте «Cloudme» — один из способов обсудить то, как изменились моральные нормы под влиянием цифровых технологий. Главный факт, свидетельствующий о их изменениях, заключается в том что зрители не замечают очевидный шанс, предоставляемый им авторами — не быть зрителем.

При идеальных обстоятельствах содержание «Cloudme»  свелось бы к нулю. Наблюдатель, управляющий компьютером перформера, не подался бы жажде «напасть» на чужую жизнь, а вместо этого ушел бы на кухню пить чай, игнорируя гневные сообщения от участников. Остальные зрители в любой момент могли бы просто покинуть zoom.

Создатели «Cloudme» связывают идею своего проекта с «Ритмом-0» Марии Абрамович. Акция, проводимая в 1974 году, подвергала опасности жизнь художницы. Запертая в замкнутом пространстве вместе со зрителями она давала разрешение делать со своим телом все, что угодно, используя доступные предметы, среди которых было оружие. От трагедии художницу уберегло то, что зрители не переступили черту. «Cloudme» не ставит под удар здоровье перформера. Под угрозой находится только приватность, а, привыкнув к эксгибиционизму соцсетей, мы легко нарушаем эту границу.  

Предложения, высказываемые зрителями по ходу спектакля, — посмотреть фотографии или личную переписку хозяина компьютера — основаны на стремлении найти зрелищное содержания без анализа последствий для себя и другого. Но как раз отсутствие этого анализа и есть основное содержание спектакля. В финале на экран выводится хореография курсора. Визуализация следов произведенных на компьютере действий переводит внимание с «увиденного» на «сделанное». 

Возможно, «Cloudme» назвали спектаклем умышленно. Под прикрытием театральных знамен моральный выбор предлагаемый участникам не столь очевиден. Природа театра а) вуайеристична и б) безопасна. В этих двух точках театр, неожиданно перекликается с характерными особенностями виртуального пространства. Зритель убежден, что острые предметы на сцене — обычная бутафория, не способная нанести вред артисту, и для подготовленной публики действия внутри спектакля абсолютно оправданы словом «театр». К схожему самопрощению прибегает человек, мазнувший взглядом по экрану чужого телефона в метро – это ненастоящее вторжение. «Cloudeme» может стать размышление о диджитал греховности, тех маленьких и больших допущениях, которые мы себе позволяем. Требуется серьёзная смена оптики, чтобы опознать нарушение чужих прав в наших, казалось бы невинных, действиях внутри сети.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: