Вирус все еще с нами, вторая волна возможна, посещение театров нежелательно, а пребывание в одной комнате с носителем вируса дольше 15 минут может привести к заражению. Анализируя, как театр должен измениться, чтобы остаться на плаву, Татьяна Арефьева рассматривает онлайн-театр, театр на свежем воздухе и театр-по-ходу-парохода.
Театр должен встроиться в человеческие рутины
Театр должен стать частью жизни, а не временем, которое отнимается у жизни. За карантин все слишком привыкли к своим диванам, поэтому онлайн-театр — это хороший вариант. А раз в него можно не ходить (не тратить время), исчезает ритуальная роль театра.
Театр онлайн в качестве ритуала может существовать только при дополнительных усилиях со стороны зрителей. Например, если группа слушателей оперы соберётся у кого-то дома с соблюдением вечернего дресс-кода, дамы наденут жемчуга, мужчины охладят шампанское, купят икры, и все начнут изо всех сил имитировать посещение какого-нибудь Большого театра.
Собственно, вечер в театре для обычного человека — не для театрала, который ходит туда как на работу — это процентов на 70 именно ритуал, и только на 30 процентов встреча с искусством. Есть убрать ритуал, театр оказывается обнажённым. И недостаток смысла ничем не скроешь.
Театр, защищённый бархатом и блеском люстры, обращается к некоему усредненного зрителю как будто бы из XIX или XX века. Театр онлайн всегда приходит к конкретному современному зрителю и должен обратиться к нему непосредственно, заинтересовать его. Вонзить в него крючок.
Поэтому в ближайшем будущем театру придется воспользоваться личными данными зрителя, чтобы узнать его получше. Покупая билет в онлайн-театр зритель должен будет подписать согласие на использование истории покупок и подробностей из соцсетей.
Театр должен будет стать более технологичным, иметь в своем штате настоящего программиста, а не так, как это происходит сейчас — когда в IT-отделе работает мальчик, умеющий включать титры.
Возможна интеграция театра с компьютерными играми: там уже есть все технологии, театр может просто расслабиться и делать то, что он хорошо умеет. От такой коллаборации выиграют и театры, и игры — потому что состоится обмен аудиториями и персоналом. Писателями, в первую очередь. И может быть, театральные драматурги начнут лучше питаться.
Недавнее погружение БДТ в Майнкрафт можно считать шуткой родом из ВК. Такое снижение пафоса, обычно присущее постановкам Чехова, подросткам норм, взрослым прикольно, но быстро становится скучно, театралам — оскорбительно. Хотелось бы видеть классический театр в хорошо прорисованных играх, а авангард пусть идёт хоть в Принца Персии, хоть в тетрис.
Сейчас кажется, что коллективные просмотры постановок — это какая-то ерунда. Но сериальные компании разрабатывают тему так активно, что ты начинаешь верить: в этом есть смысл, просто он пока еще не проявлен.
Hulu начала тестировать Watch Party, комнату для 8 зрителей с функцией чата, с возможностью смотреть в своем темпе, останавливать, пересматривать фрагменты, не влияя на скорость общего просмотра, с функцией «наверстать», быстро прокрутить до того места, которое смотрит остальная компания. И есть плагин для Google Chrome под названием Netflix Party примерно с такими же функциями.
Следующее — эмоциональная составляющая. Человек в эпоху ковида испуган, напряжен, он хочет успокоительного. Что нас успокаивает? Давайте представим запрещенные приемы. Например, гипноз как часть спектакля. Засыпание зрителя будет желательным, а не позорным, как раньше. Возможно появление жанра «сказки на ночь» для взрослого. И это будет аудио-театр, театр у микрофона.
В реальном театре на сцене резкие вспышки, стробоскоп, напряженная музыка станут нежелательными элементами. Мы и так уже достаточно измучены, чтобы получать удовольствие от жёсткой встряски.
Изменение структуры представления
Соцсети приучили нас к фрагментарному восприятию, но мы не отупели и по-прежнему хотим знаний. Тому, кто правильно уложит фрагменты, достанется приз, то есть, финансовый успех. Но современный театр — это не соревнование. Свой зритель есть и у Юхананова со 140 сериями одного спектакля, и у коротких сюжетных пьес. Есть любители нарочито скучного и протяженного, но массовому зрителю все-таки нужны кубики, смысловые брикеты, которые будут складываться в общую картину. Их складыванию можно учиться у сериалов, а можно изобретать что-то, смешивая НЛП и принципы развлекательных шоу «для самых глупеньких».
Поскольку прогулки из-за их запретности и полезности для переболевших лёгких приобрели культовый статус, их нельзя считать потерянным временем. Поэтому разумно присоединить к ним театр — известный нам театр-бродилку адаптировать к наименее загазованным городским маршрутам или сразу к парковым, лесным, загородным. При известной находчивости здесь можно обойтись без актёров и спецэффектов. Немой ландшафт бывает выразительнее декораций.
Этот вид искусства дает возможность входа в профессию тем, кто недостаточно амбициозен для руководства театральным коллективом, для разборок с артистами и монтажа сцены. Сфера представляется настолько же открытой, как и производство подкастов или ведение телеграм-канала.
Если есть театр, привязанный к месту, должен быть и театр, привязанный ко времени. Например, тайминг-театр: например, 8 включений в течение дня (для этого удобен аудиотеатр) или театр, приходящий к вам в определенный час. Допустим, утром как альтернатива будильнику, заставляющему вас решать уравнения — театр способен включить ваше внимание другими способами. Опять же, такой театр не отнимает у вас время, а, напротив, встраивается в рутину и может быть полезен.
Ничто не мешает нам предположить театр, привязанный к покупке, обыгрывающий ее. Дорогой событийный театр для продажи дома и дешевый театр на коленке для продажи пары обуви. Найдутся те, кто скажут: «это не искусство, а проституция». Пусть пойдут в музей и плюнут на все религиозное искусство, написанное по заказу.
Перемены в театре пойдут ему на пользу и вовлекут в производство искусства много новых людей разных профессий, что особенно актуально в условиях наступающей роботизации, потери рабочих мест, жарко обсуждаемых сейчас пост-труда и гарантированного безусловного базового дохода. Ничто так не нужно театру, как освежение основного и обслуживающего составов. Новые люди принесут новые мысли и превратят святую святых в нечто полезное и развивающееся.