C 12 по 20 сентября в Москве пройдет фестиваль «Артмиграция». Участвуют в нем спектакли, поставленные за пределами Москвы и Санкт-Петербурга режиссёрами, закончившими столичные театральные ВУЗы. Все события фестиваля доступны бесплатно по предварительной регистрации. В этом году регистрация будет открываться на каждый спектакль отдельно, за три дня до его показа в 12:00. Часть программы будет транслироваться в прямом эфире на сайте. Юля Кармазина рассказывает, на что обратить внимание.
12 сентября – «Семью восемь» (Самара)
Самарский академический театр драмы им. М. Горького
Проблемы взрослых людей часто укорены в детстве. Именно об этом рассказывает пьеса Дарьи Слюсаренко, поставленная Михаилом Лебедевым. Постоянное желание главной героини быть «отличницей», доведённое ее бабушкой до абсурда, мешает ей жить. Детская травма в образе любимого монстра-бабушки, постоянно возвращается, не давая выстроить отношения с людьми и самой собой.
13 сентября – «Спички» (Сантк-Петербург)
ТЮЗ им А.А. Брянцева
Тревога, у которой нет причин, — так можно в двух словах определить происходящее в спектакле Артема Устинова по пьесе Константина Стешика. Разговоры под окнами дома, на остановке смешиваются со снами и предчувствиями. Тягучесть действия прямо свидетельствует об отсутствии жизни у героев. Они словно погружены в кому или попали в чистилище и не догадываются об этом, потому что ничто не нарушает привычного хода бытья. Время могло бы совсем остановиться, если бы не смутное ощущение, что кто-то пытается прорваться к героям снаружи — бьется, но никак не может разбить скорлупу окружающую героев.
14 сентября – «Йыван Кырла. Путёвка в жизнь» (Йошкар-Ола)
Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана
Документальная постановка режиссёра Степана Пектеева основана на сценарии первого звукового советского фильма «Путевка в жизнь» и фактах биографии марийского актера, сыгравшего в нем главную роль — Йывана Кырла. Спектакль открывает одну из самых табуированных тем просоветского пространства – право на собственный язык и культуру народов, населявших территорию СССР. Жизнь Йыван Кырла — свидетельство о великой стране, стремящейся обратить в монолит союзные республики, стирая при этом этноидентичность местного населения.
15 сентября – «Бал.Бесы» (Казань)
Казанский ТЮЗ
Для московского зрителя, уже видевшего спектакли Туфана Имамутдинова, номинированные на «Золотую маску», открытием в новой постановке станет главенство текста. В «Бал.Бесах» слову отведено особе значение, в отличие от предыдущих работ, где метафоричное физическое действие выходило на первый план. Пластический язык из спектакля не исчез, но теперь он не опережает, а подчеркивает речи, произносимые героями Достоевского на шутовском балу. Роман «Бесы» создает фундамент для острого высказывания: о патриотизме, государстве и народе.
16 сентября – «Фотография, на которой меня нет» (Канск)
Канский драматический театр
Вместо одной фотографии, на которую не попал деревенский подросток Витя, в спектакле Ивана Пачина по тексту Виктора Астафьева можно увидеть целый альбом этюдов о жизни деревни. Теплое повествование сродни рассказам бабушек и дедушек о своем детстве, ценность которого понимаешь, лишь с полной утратой связи с прошлым. Спектакль стал результатом проводимой в Канске театральной лаборатории, посвящённой советским текстам и новым способам их прочтения.
17 сентября – «Горка» (Нижневартовск)
Городской драматический театр
У пьесы «Горка» Алексея Житковского счастливая театральная судьба. История о нескольких безумных днях из жизни воспитательницы детского сада сразу попала в планы многих театров. В 2019 вышла первая столичная премьера в Театре на Таганке, а теперь московские зрители могут сравнить ее с постановкой Ивана Миневцева, в которой взрослый взгляд на события чередуется с детским.
18 сентября – «Барыня» (Буинск)
Буинский государственный драматический театр
Буинский спектакль по повести Ивана Тургенева «Му-му» — история трагичного изолированного и обескровленного этой изоляцией сообщества. Как и у Голдинга в «Повелителе мух», явление в таком обществе жестокого человеческого Бога — вопрос времени, а в России еще и традиции. Режиссер Тимур Кулов противопоставляет привязанность одного существа к другому, возведённому на пьедестал бессердечия. Роль собаки в спектакле делегирована актрисе, и это подчеркивает, насколько неважно, кому принадлежат живые души, выступившие против жестокости.
19 сентября – «О любви» (Нижний-Тагил)
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка
«О любви» — спектакль по одноимённому рассказу Антона Чехова. Его герой Алехин влюблён в жену друга, но не предпринимает никаких попыток изменить свою жизнь и обрести счастье. В постановке Андрея Гончарова тщетность происходящего угадывается в окружении героя, предвещая бесплодность его надежд. Предрешенность фигурирует как примета времени, например, в сцене радости за победу России в одной четвертой Чемпионата мира по футболу. В отличие от публики, с высоты прошедших лет знающей, что за победой последовало поражение, герои об этом пока не догадываются.
20 сентября – «Беруши» (Слават)
Салаватский государственный башкирский драматический театр
В этом сезоне «Артмиграция» представит несколько спектаклей о жизни союзных республик в постсоветском пространстве. Пьеса казахского драматурга Олжаса Жанайдарова наследует «Эмигрантам» Славомира Мрожека, обостряя конфликт до предела тем, что два брата башкира, живущие в Москве, чувствуют себя чужими в собственной стране. Режиссер Ильсур Казакбаев во всех подробностях передает быт людей, ставших заложниками неопределённого будущего.