6 сентября в Центре им. Вс. Мейерхольда прошла премьера нового спектакля Ивана Вырыпаева. Режиссёр подготовил его совместно со своим 25-летним сыном Геннадием Вырыпаевым. Смотрела семейный проект и слушала признания людей, встретившихся с НЛО, — Татьяна Кузьмина.
Спектакль представляет из себя девять монологов людей, вступивших в контакт с пришельцами. Герои просто сидят на стуле и рассказывают, что изменилось в их жизни после инопланетной встречи. Несмотря на обманчивую вербатимную форму, монологи актёров полностью сфабрикованы, и не являются документацией впечатлений реальных людей.
Маски персонажей понятны: восторженная студентка, угрюмый водитель автобуса, расслабленный рок-музыкант и другие знакомые архетипы. Каждый сообщает, что инопланетяне открыли ему какую-то невероятную «правду» жизни. Кто-то понимает, что плохо быть эгоистом, кто-то выстраивает честные отношения с родителями, кто-то становится более терпимым к людям. Одним словом, герои расстаются со своими «земными» грехами и начинают вести более праведную жизнь. Плохо быть злым, плохо быть обиженным на мир, плохо употреблять наркотики. Нужно быть хорошим. Занавес.
Менторско-проповеднические завязки историй — возврат к модели «глупого зрителя», которого нужно просветлять, учить и наставлять на путь истинный. В условиях XXI века и всеобщей горизонтальности попытка драматурга научить чему-то зрителя выглядит очень неактуально.
Порой претензии Вырыпаева к обществу становятся совсем уж надуманными, и пьеса балансирует на грани социальной приемлемости. Например, продавщица музыкального магазина Дженнифер Дэвис негативно высказывается о художниках, создающих работы на тему сексуальности. А водитель автобуса Мэтью О’Фаррелл говорит, что дети, умершие в концлагерях, расплачивались за грехи своих родителей. И что мы напрасно виним одного Гитлера, хотя вина лежит на всей человеческой цивилизации.
Избалованному всеобщей толерантностью зумеру, скорее всего, такое содержание покажется неуместным. Текст был написан до новой этики, и это бросается в глаза. Даже если в 2014 это никого не смущало, широкая аудитория будет знакомиться с проектом в конце 2020.
Важно помнить, что вторым режиссёром проекта выступал сын Вырыпаева, который совсем недавно окончил Щукинское училище (Театральный институт имени Бориса Щукина). Перед началом премьеры Иван специально подчеркнул, что проектом по большей части занимался его сын. Так почему младший Вырыпаев не помог отцу и не указал на те моменты в пьесе, которые очевидно выглядят устаревшими для современного зрителя?
Вырыпаева уже обвиняли в театральном непотизме в связи со спектаклем «Интертеймент», где он играл вместе со своей женой — актрисой Каролиной Грушкой. Спектакль был посвящён отношениям семейной пары, и всё действие Каролина и Иван просто разговаривали, сидя на стуле. Проект до сих пор доступен в приложении Okko.
А этой осенью Okko.Театр предложит зрителям стриминговую версию спектакля UFO, которая будет практически идентична театральной — те же актёры, которые говорят тот же текст, и срежиссировано это всё теми же людьми. В чём в таком случае содержится уникальность театральной постановки — неизвестно.
Единственная деталь, которую не сможет обеспечить киноверсия, это большой световой люк над персонажами. Свет из него падал прямо на героев, и казалось, что это и есть та самая тарелка, которая скоро затянет их внутрь и унесёт в космос. Вероятно, что это просто был осветительный элемент, который никакого подтекста не имел. Но выглядело хорошо. Зрители Okko на такое посмотреть не смогут. Зато смогут увидеть дилетантские анимационные переходы от монолога к монологу, полные эзотерических штампов — многозначительно вращающиеся костяшки домино, сплетающиеся цепочки ДНК и подделки масонских знаков. Если это пародия на передачи канала РЕН ТВ, то анимация прощается.
Тем, кто симпатизирует Вырыпаеву и был знаком с его пьесой раньше, будет интересно посмотреть как эволюционировал UFO со времён моноспектакля в театре «Практика», где он сам читал свой текст. Остальным же может показаться, что за интригующей обёрткой историй про НЛО скрываются всё те же протухшие истины, которыми театр кормит зрителя уже несколько тысяч лет.