В театре «Практика» вышел кураторский проект Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной по пьесе-каталогу Екатерины Августеняк «Lorem ipsum». Впечатлениями от просмотра делится Юля Кармазина.

Словосочетанием «Lorem ipsum» называют текстовую «рыбу» — набор бессмысленных фраз, используемых в макетах страниц. Пьеса Екатерины Августеняк создана по схожему принципу — это искусственно сгенерированная абракадабра, каталогизированная по темам: «Бизнес и финансы», «Наука и техника», «Юмор и развлечение», «Русская классика», «Дом и семья», «Медицина и здоровье», «Философия», «Искусство», «Спорт».

Первое ощущение, возникающее в зале, что на сцене говорят на иностранном, но близком по звучанию языке. Представьте, что вы пришли на польский спектакль и вдруг отключили субтитры. Общий смысл улавливается, но только по интонациям и воспроизводимым на сцене ситуациям. После минутной паники оказывается, что текст для понимания не нужен, значение считывается не через слова, а вопреки им. Внешняя бессмыслица текста даже заостряет влияние отдельных слов, которые генератор выделяет как часто встречающиеся по теме. Так в «Русской классике» через предложение фигурирует слово «выборы» и фамилия Вронский.

Поддавшись очарованию алгоритма, хочется верить, что генератор создает собственные смысловые конструкции. Ведь выдает он забавные словосочетание вроде «длинные холодные свитера», но на деле текст пьесы — пустая скорлупа, из которой может что-то вылупиться только при совместной модерации режиссёров, актёров и зрителей.  

«Lorem ipsum» — ансамблевая работа для девяти режиссёров, тринадцати актёров и зрительного зала. Перед каждым показом зрители выбирают три темы из девяти путём голосования, еще две выбирают сами создатели и уже на этом этапе спектакль может сложиться или нет. Голосуя за тему, зритель принимает судьбоносное решение — будет ли ему близка и понятна ирония, заложенная режиссером в миниспектакль. При удачном соединении фрагментов, «Lorem ipsum» напоминает умные комедии Вуди Аллена. Юмор в спектакле требует эрудиции или хотя бы осведомлённости в предмете на уровне «юный падаван». 

Тему каждого отрывка художник Ксения Перетрухина обозначает буквально двумя-тремя точками. В «Философии» это — черепаха, бочка и кафедра, в «Русской классике» — кресло качалка и самовар, в «Доме и семье» — два икеевских спальных места. Затем в этом четко обозначенном пространстве развивается действие, подобранное по аналогии с карточкой в каталоге или встречающимися в тексте словами. Чем точнее выбранная режиссером ситуация, тем удачнее воображение заполняет смысловые пробелы в тексте. Так, режиссер Эмилия Кивелевич раскрывает десяток семейных конфликтов между супругами, сыгранными Петром Скворцовым и Ясминой Омерович, при помощи интонаций и роли семейного психолога в исполнении Анастасии Великородной, заменившей собирательный образ родителей.

В случае с темой «Спорт» Алина Насибуллина черпает вдохновение скорее из слов пьесы — названия химического вещества и пафосной отсылки к богам-олимпийцам, разыгрывая на сцене историю большой политики и допинговых скандалов. Одним из самых легко считываемых фрагментов становится «Русская классика» в постановке Игоря Титова, который взял за основу не самые лучшие образцы отечественного театра и довел их до состояния мема, с заламыванием рук, игрой на ложках, постоянной фоновой музыкой и затягивающимися силами артистов поклонами, которые в самом «Lorem ipsum» отсутствуют за ненадобностью.

«Lorem ipsum» не насмехается над языком, теряющим логические связи. Это, скорее, попытка возместить утраченное, пока алгоритм ведет себя, как вирус, разрушающий смысл. В финале на сцене визуально демонстрируют, как текст разбивается на кусочки и собирается снова. Каждый актер произносит свою словесную единицу, пока общий смысл произносимого не стирается, а на титры с текстовой «рыбой», демонстрируемой зрителям, не накладывают недостающие части трактата Марка Туллия Цицерона «О пределах добра и зла», который когда-то и послужил основой для белиберды, помогающей дизайнерам заполнять информационные пустоты. Так «Lorem ipsum» логически закругляется, ловя свой собственный хвост. Текст теряет смысл и обретает его усилием человеческой воли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: